Почему дорожает бензин в 2018 году: причины

Стоимость бензина является одним из ключевых моментов, которые во многом определяют рост цен на основные группы товаров. Именно поэтому внимание многих экспертов и рядовых граждан приковано к росту стоимости литра бензина для оптовых и розничных потребителей. Тенденция к увеличению стоимости была прогнозируемой с 2017 года, различались только цифры в процентном соотношении. Чтобы разобраться, какие из них ближе к реальной картине, нужно знать основные факторы, по которым в 2018 году дорожает бензин.

Основные причины

Подорожание топлива в России в текущем году является ожидаемым и зависит от ряда причин. Некоторые из них вызваны общемировой тенденцией и факторами макроэкономики, а другие имеют территориальное происхождение и присущи только Российской Федерации:

  • повышение акцизного сбора;
  • цены на нефть;
  • падение курса рубля;
  • регулировка цен на внутреннем рынке;
  • сезонные колебания;
  • прочие факторы.

Повышение акцизных сборов

По решению правительства с 2018 года вступил в действие закон, регулирующий взимание налогов и индексирующий ставки акцизов на бензин и дизельное топливо в 2018 – 2020 годах. Этот закон был подписан Президентом ещё осенью 2017 года, и согласно него в 2018 году уже прошла первая волна повышения акциза. Это произошло 1 января, что сразу вызвало пропорциональное повышение цен на топливо во всех регионах России.

Повышение акцизного налогообложения с 1 января привело к увеличению ставок до 6,4% на бензин V класса и до 8,4% на все виды дизельного топлива. Вторая волна повышения назначена на 1 июля, и составит 6% для бензина V класса и 7,7% для дизтоплива. Вырученные средства, полученные от повышения этого налога (около 40 млрд рублей) планируется направить на инвестирование в обустройство трасс федерального значения: «Таврида» (Крым) и «Приморское кольцо» (Калининградская область).

Поскольку поэтапная индексация продолжится на протяжении 2019 – 20202 годов, то этот фактор можно считать постоянным. Игорь Артемьев – глава Федеральной антимонопольной службы – дал разъяснения о том, что часть акциза в цене на топливо составляет от 20 до 35%. Ещё 25 – 40% составляют НДПИ и НДС. Итого 60% стоимости приходится на официальные отчисления в государственную казну. Доходы от реализации нефтепродуктов (в том числе – топливо) являются первым механизмом наполнения государственного бюджета.

Поскольку в 2018 год страна вошла с дефицитом федерального бюджета, то повышение акциза на топливо – первый и самый действенный механизм для наполнения государственной казны. Цены на нефть Фактор, который имеет непосредственное влияние на ценообразование топлива – налог на добычу полезных ископаемых. Начиная с 2015 года он повышался 3 раза, а с 1 января 2018 года произошло очередное повышение в размере 7,2 процента.

В январе текущего года Вагит Алекперов (президент компании «Лукойл») отметил, что повышенная налоговая нагрузка привела к изменению рентабельности продажи топлива до 10%, что отражается на топливной индустрии. Наряду с этим отмечаются высокие котировки нефти на мировых биржах, которые стимулируют экспортёров нефти и нефтепродуктов. Реализация топлива обусловлена рыночными механизмами без участия государственного регулирования цен.

Тем не менее Федеральная антимонопольная служба старается своевременно реагировать на инициированные чрезмерные скачки, следствием чего являются штрафные санкции крупных нефтяных компаний, нарушивших законодательство на оптовом рынке. Падение курса рубля По всем прогнозам, падение рубля по отношению к доллару будет наблюдаться на протяжении всего 2018 года. Об этом заявляют в Минэкономразвития, подчёркивая, что на общемировом рынке нефтепродукты котируются в долларовом выражении. Аналитики озвучивают разные цифры – от 64,7 до 100 рублей за доллар к концу 2018 года. Это вызовет молниеносное изменение цены на бензин в рублёвом эквиваленте.

Не пропустите:   Срок оформления загранпаспорта в 2018 году

До выборов на курс рубля влияли интервенции Минфина и действия Центробанка, но после выборов падение курса не сдерживается в полной мере. Точно так же могут сказаться на стоимости бензина и дизельного топлива новые санкции, вводимые Западом, которые приводят к девальвации рубля. Регулировка цен на внутреннем рынке В конце прошлого и начале нынешнего года цены на бензин и другое топливо на территории России были слишком занижены. Об этом рассказал Рустам Танкаев – представитель Торгово-промышленной палаты.

Диссонанс между ценами на нефтепродукты внутри страны и за её пределами приводят к повышенному экспорту, поскольку продажа в России стала экономически необоснованной. Производители и трейдеры не желают терять прибыль, перенаправляя товар за границу. Григорий Сергиенко (директор российского топливного союза) считает, что единственный механизм, способный обеспечить постепенное, а не скачкообразное повышение цен на бензин, — взаимодействие региональных властей с производителями.

Топливо дорожает вследствие естественного механизма регулировки внутренней экономики, поэтому искусственно сдерживать этот процесс на протяжении длительного времени крайне опасно. Сезонные факторы Традиционно перед посевной кампанией (март-май) трейдеры запасаются топливными ресурсами, чтобы потом запустить их на внутреннем рынке. Это провоцирует развитие небольшого дефицита, по причине чего бензин дорожает на протяжении весны.

Из-за этого внутренние биржевые котировки продолжают расти. Кроме того, большинство крупных нефтеперерабатывающих производственных мощностей в апреле-мае находятся на плановом профилактическом ремонте, вследствие чего бензин дорожает, особенно если учитывать постепенное повышение спроса. Обычно процесс останавливается уже к началу или средине июля. Прочие факторы Другими условиями, которые влияют на ценовую политику топливной промышленности внутри страны, являются: рост отраслевых издержек; динамика производства нефтеперерабатывающих заводов; договорные условия отгрузки мелкого опта от нефтяных производителей независимым компаниям; количество емкостей для пополнения резерва; уровень зарплат сотрудников всех звеньев между производителем и потребителем топлива, начиная от штата нефтяных компаний и заканчивая сотрудниками заправочных станций и пр.

По мнению большинства экспертов, годовой уровень роста стоимости бензина не превысит запланированного уровня инфляции на 2018 год, несмотря на то, что периодически возможны кратковременные всплески и расхождения с плановыми значениями.

Цены на нефть

Фактор, который имеет непосредственное влияние на ценообразование топлива – налог на добычу полезных ископаемых. Начиная с 2015 года он повышался 3 раза, а с 1 января 2018 года произошло очередное повышение в размере 7,2 процента. В январе текущего года Вагит Алекперов (президент компании «Лукойл») отметил, что повышенная налоговая нагрузка привела к изменению рентабельности продажи топлива до 10%, что отражается на топливной индустрии.

Не пропустите:   Транспортный налог в 2018 году

Наряду с этим отмечаются высокие котировки нефти на мировых биржах, которые стимулируют экспортёров нефти и нефтепродуктов. Реализация топлива обусловлена рыночными механизмами без участия государственного регулирования цен. Тем не менее Федеральная антимонопольная служба старается своевременно реагировать на инициированные чрезмерные скачки, следствием чего являются штрафные санкции крупных нефтяных компаний, нарушивших законодательство на оптовом рынке.

Падение курса рубля

По всем прогнозам, падение рубля по отношению к доллару будет наблюдаться на протяжении всего 2018 года. Об этом заявляют в Минэкономразвития, подчёркивая, что на общемировом рынке нефтепродукты котируются в долларовом выражении. Аналитики озвучивают разные цифры – от 64,7 до 100 рублей за доллар к концу 2018 года. Это вызовет молниеносное изменение цены на бензин в рублёвом эквиваленте.

До выборов на курс рубля влияли интервенции Минфина и действия Центробанка, но после выборов падение курса не сдерживается в поной мере. Точно так же могут сказаться на стоимости бензина и дизельного топлива новые санкции, вводимые Западом, которые приводят к девальвации рубля.

Регулировка цен на внутреннем рынке

В конце прошлого и начале нынешнего года цены на бензин и другое топливо на территории России были слишком занижены. Об этом рассказал Рустам Танкаев – представитель Торгово-промышленной палаты. Диссонанс между ценами на нефтепродукты внутри страны и за её пределами приводят к повышенному экспорту, поскольку продажа в России стала экономически необоснованной. Производители и трейдеры не желают терять прибыль, перенаправляя товар за границу.

Григорий Сергиенко (директор российского топливного союза) считает, что единственный механизм, способный обеспечить постепенное, а не скачкообразное повышение цен на бензин, — взаимодействие региональных властей с производителями. Топливо дорожает вследствие естественного механизма регулировки внутренней экономики, поэтому искусственно сдерживать этот процесс на протяжении длительного времени крайне опасно.

Сезонные факторы

Традиционно перед посевной кампанией (март-май) трейдеры запасаются топливными ресурсами, чтобы потом запустить их на внутреннем рынке. Это провоцирует развитие небольшого дефицита, по причине чего бензин дорожает на протяжении весны. Из-за этого внутренние биржевые котировки продолжают расти.

Кроме того, большинство крупных нефтеперерабатывающих производственных мощностей в апреле-мае находятся на плановом профилактическом ремонте, вследствие чего бензин дорожает, особенно если учитывать постепенное повышение спроса. Обычно процесс останавливается уже к началу или средине июля.

Прочие факторы

Другими условиями, которые влияют на ценовую политику топливной промышленности внутри страны, являются:

  • рост отраслевых издержек;
  • динамика производства нефтеперерабатывающих заводов;
  • договорные условия отгрузки мелкого опта от нефтяных производителей независимым компаниям;
  • количество емкостей для пополнения резерва;
  • уровень зарплат сотрудников всех звеньев между производителем и потребителем топлива, начиная от штата нефтяных компаний и заканчивая сотрудниками заправочных станций и пр.

По мнению большинства экспертов, годовой уровень роста стоимости бензина не превысит запланированного уровня инфляции на 2018 год, несмотря на то, что периодически возможны кратковременные всплески и расхождения с плановыми значениями.

АЗС придется резко повысить цены на топливо: видео




Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*