В последнее время в нашей стране большое внимание стали уделять вопросам, связанным с защитой прав детей. Создаются ювенальные службы, работа которых направлена на сохранение семьи. Таким образом удается сохранить нормальный психологический климат в семье. А значит предотвратить факты насилия над детьми и другие проблемы.
Содержание
Чем занимается специалист по работе с семьей
Курсы специалиста по работе с семьей позволят педагогам и психологам получить более объемные знания в этой области. А диплом государственного образца даст право занимать соответствующие должности.
Основные требования к специалистам по социальной работе
Специалист по социальной работе (ССР) обязан уметь:
- консультировать;
- оказывать квалифицированную помощь;
- содействовать взаимодействию граждан, нуждающихся в получении помощи, с профильными организациями (государственными или общественными), способными её оказать;
- анализировать имеющиеся у граждан проблемы медицинского и социального характера на основании проделанной работы и собранных сведений.
К практическим навыкам относится обязательное владение методпит:
- консультированию в социальной и здравоохранительной сферах обратившихся к нему граждан;
- оказания частной или коллективной психологической и/или социальной помощи;
- проведения мониторинга, анализа и экспертного прогноза своей деятельности;
- реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, подразумевающего следование основным принципам и нормам санитарии и гигиены.
Специалист по социальной работе должен:
- знать Конституцию и законодательство Российской Федерации (особенно в области уголовного и гражданского права);
- знать законодательные акты в области соцобслуживания населения, федеральной семейной политики;
- владеть законодательными нормами, регулирующими права социально-незащищенных групп населения;
- разбираться в основах таких дисциплин, как социология, психология, общая и семейная педагогика (в частности, владеть методической базой);
- быть ознакомленным с современными научными достижениями в сфере социальной деятельности;
- понимать специфику взаимодействия с различными соцгруппами;
- знать и уметь применять на практике нормы и правила пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, санитарии и гигиены;
- разбираться в этнических особенностях своих подопечных (нюансах их быта, воспитания, традиций).
Обязанности специалиста
Раздел должностной инструкции специалиста по работе с семьей, в котором описываются его обязанности, достаточно обширен. Здесь очень подробно описывается какие именно документы и планы должен составлять специалист. Что же касается его непосредственно работы с семьями, то в обязанности специалиста обычно входит:
- осуществление диагностических мероприятий в выявленной семье, направленных на оценку рисков для ребенка и последствий его нахождения там;
- выявление конкретных отклонений в каждом отдельном случае;
- организация и проведение реабилитации с детьми, как социальной, так и психологической;
- составление программ по оказанию помощи семьям, где воспитываются дети;
- проведение консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании собственных детей.
Чтобы иметь возможность работать специалистом по работе с семьей, необходимо иметь высшее образование по специальности психология или социальная работа. Наличие дипломов о прохождении специализированных курсов и тренингов будет дополнительным плюсов в пользу кандидата.
Существующие проблемы
Специалист, основной деятельностью которого является работа с семьей, должен вести семейно-ориентированную деятельность по защите детей:
- действовать исключительно в интересах ребенка;
- стоять на страже права ребенка на проживание в семье где нет насилия, а окружающая обстановка способствует его развитию;
- обеспечивать защиту прав родителей, исполняющих свои обязанности по воспитанию детей;
- признавать, что психологическую травму ребенку может нанести не только насилие в семье, но и принудительное изъятие его из нее. Вне семейное размещение ребенка должно осуществляться в крайних случаях, когда есть реальная угроза его жизни;
- прикладывать максимум усилий для воссоединения ребенка с родителями, если имеется хоть один шанс на спасение семьи.
Важно, чтобы все сотрудники органов опеки и ювенальных служб осознавали необходимость создания семье таких условий, чтобы ребенок мог нормально развиваться, оставаясь в ней. В большинстве же случаев действия органов опеки направлены на изъятие ребенка из семьи.
Как психологический климат в семье влияет на ребенка
Процесс воспитания и обучения детей строится не только на выполнении каких-то заданий или поручений. Довольно большое значение имеют неосознанные машинальные действия родителей.
Негативное влияние на ребенка могут оказать не только пьяные драки и скандалы. Довольно часто любящие родители создают для своего ребенка условия, в которых у него могут развиться всевозможные психологические проблемы:
- Дети хорошие имитаторы. Они не только копируют поведение своих родителей в детстве, но и перенимают эту модель на всю свою жизнь.
- Слишком требовательные родители ставят детей в жесткие рамки. Постоянное давление также негативно сказывается на психике ребенка.
- Игнорирование детских желаний и потребностей непременно приведет к развитию конфликта внутри семьи по мере взросления ребенка.
- Постоянная необоснованная критика приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка и развиваются различные комплексы, осложняющие его жизнь.
Нормальное развитие детей возможно в семье, где все не просто любят друг друга, но и уважают потребности каждого члена семьи, независимо от его возраста.
Права специалиста по социальной работе
К правам специалиста по социальной работе относится:
- обеспечение материально-технической базой для оказания социальных услуг;
- возможность получать необходимую документацию или иную информацию, непосредственно относящуюся к сфере его деятельности;
- внесение предложений по улучшению качества работы собственному начальству (в рамках обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией специалиста);
- получение социальных гарантий и других прав, в пределах предусмотренного законодательства;
- предъявление требований к своему руководству по оказанию содействия в осуществляемой деятельности и получению своих правовых гарантий;
- защита достоинства и профессиональной чести;
- индивидуальный подход к выбору средств и методов ведения деятельности;
- проведение работ в очередности, устанавливаемой по собственному усмотрению;
- разработка исследовательской программы по согласованным с начальством направлениям;
- участие в претворении в жизнь различных социальных проектов.