Педагог года в 2019 году: этапы конкурса

В последние годы правительство пытается различными путями повысить престиж профессии педагога. Одним из таких шагов стал конкурс, оценивающий преподавательские таланты и навыки. Конкурс «Учитель года 2019» не станет исключением — вскоре будут определены первые участники.

Цели конкурса и его распространенность в мире

В советское время престиж профессии педагога был значительно выше, чем сейчас. Вернуть работе учителя хорошую репутацию — это одна из целей всероссийского конкурса. Важно обеспечить рост социального статуса учителей, чтобы звание педагога вновь стало почетным.

У конкурса есть и другие цели:

  1. Поддержка творческих начинаний учителя.
  2. Стимуляция профессионального роста среди педагогов.
  3. Выявление наиболее талантливых педагогических сотрудников.
  4. Формирование мотивации для творческого развития педагогов.
  5. Дополнительная систематизация действенных педагогических приемов.
  6. Распространение опыта успешных учителей среди педагогов всей страны.
  7. Развитие инновационных технологий, применяемых в системе образования.
  8. Определение приоритетных сфер деятельности для создания более гармоничной системы образования.

Вряд ли большую часть из перечисленного можно назвать новаторским подходом. Аналогичный по сути конкурс проводился и во времена СССР. Сейчас его вариации проводятся во многих странах СНГ. Также подобные мероприятия проходят в США и европейских странах.

Мировая востребованность прямо говорит о том, что эта тенденция значима для всех народов. Грамотные учителя нужны всему миру. В России статус «Учитель года» имеет значение не только для самого педагога. Влияние этой победы распространяется и на школу в которой он работает, и на регион проживания. Об этом говорит даже тот факт, что в следующем году конкурс проходит в городе или населенном пункте победившего педагога.

Отбор кандидатов

Конкурс проводится ежегодно и имеет большой резонанс в профессиональной среде, его организатором является  Министерство образования. Федеральному состязанию предшествуют отборочные этапы, проводимые на локальных уровнях:

  • муниципальный – среди района (города, поселения),
  • региональный – по субъекту России.

Порядок проведения отборочных туров в 2019 году не имеет общего регламента и определяется Департаментом образования региона самостоятельно. Лауреаты регионального уровня становятся участниками финального, федерального этапа. Если занявший первое место на уровне региона по каким-либо причинам не может участвовать, вместо него отправляется педагог, занявший второе место. К общим требованиям для номинантов на звание «Учитель года» относятся:

  1. Стаж педагогической деятельности не менее 3 лет.
  2. Высшее образование.
  3. Аттестационная либо квалификационная категория «учитель».
  4. Работа в настоящее время на должности, по которой участник номинируется на конкурс.

Категории номинаций также определяются региональными властями самостоятельно. Основная номинация – Педагог года – учитель-предметник, который будет представлять регион на федеральном уровне. Другие категории номинаций представляют дополнительное образование, начальную школу, преподавание национального языка, обучение детей с особенностями развития и т.д.

Не пропустите:   Антикризисный управляющий: кто это?

Время проведения регионального этапа в 2019 году определяется регламентом региона, но обычно испытания длятся с января по апрель, в мае уже определен финалист, который примет участие во всероссийском конкурсе.

В Москве

«Педагог года» в столице проводится с особым размахом. Особенность отбора кандидатов в том, что как такового муниципального уровня нет – участниками становятся победители учительских профессиональных олимпиад. Официальный сайт, на котором размещена информация о порядке проведения мероприятия pedagog.mosedu.ru/o-konkurse.html.  Все положения прикреплены в разделе «Документы». Участники, ставшие призерами олимпиад, должны зарегистрироваться в личном кабинете до 28 декабря 2019 года. Далее их ждет несколько туров:

  1. Первый этап с 14 по 31 января 2019 года: выступление «Я – московский учитель», авторская статья по заданной теме, дистанционное решение ситуационной задачи.
  2. Второй этап с 23 по 30 марта: пресс-конференция, разработка коллективного проекта, проведение мастер-класса с фокус-группой, разговор со школьниками, разговор с министром.

Помимо основной номинации, московский конкурс включает номинации «Учитель-дефектолог года», «Педагог-психолог года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования».

 

Как принять участие

Порядок, в соответствии с которым проводится испытание, был утвержден Оргкомитетом в 2019 году. В соответствии с документом, срок проведения – сентябрь-октябрь 2019 года. На официальном сайте конкурса teacher-of-russia.ru можно ознакомиться с положением о мероприятии «Учитель года» и другими актуальными документами. Финалисты регионального отбора должны зарегистрироваться на этом ресурсе  до 1 августа 2019 года. В электронной анкете указываются сведения:

  • личные данные, в том числе паспортные;
  • не менее 3 фотографий;
  • адрес личного сайта или блога, где педагог публикует тематические материалы;
  • место работы, послужной список;
  • сведения об образовании и квалификационной категории;
  • данные об общественной деятельности и семейном положении;
  • девиз, профессиональное кредо, интересные сведения о конкурсанте.

Кроме того, оргкомитет региона почтой направляет пакет документов, куда входит заявление конкурсанта, представление, согласие на обработку личных данных, информационную карту и справки о победе в региональном отборе.

Скачать положение о конкурсе «Учитель года»:

Этапы конкурса

Участникам мероприятия «Педагог года» предстоит пройти несколько испытаний: заочный этап и очный, включающий в себя три тура. Отборочные туры чаще всего проводятся в Москве, а финал и награждение – в субъекте победителя предыдущего года. В 2019 году он пройдет в Чеченской республике.

Заочный

Кандидаты проходят дистанционный отбор: материалы подготавливаются и размещаются на страницах личного сайта или блога, где с ними знакомится жюри.

  1. Методическое портфолио участника «Интернет-ресурс». Размещенные материалы оцениваются по критериям информативности, безопасности, использованию обратной связи, оформлению.
  2. Эссе «Я – учитель» на тему, которая объявляется на семинаре перед испытанием. На написание дается 5 часов, объем – 4000 знаков. Оценивается профессиональная грамотность, актуальность, аргументы, самоанализ, пути решения выявленных проблем.
Не пропустите:   Новые предметы в школе в 2019-2020 году

Очный

Этот этап проводится в школах, выбранных оргкомитетом в качестве площадок конкурса.

Первый тур включает:

  1. Методический семинар. 20-минутное выступление перед жюри, где конкурсант транслирует свои педагогические методы и наработки. Критерии оценки: навыки коммуникаций, оригинальность и творчество, практическая обоснованность, корректность, методическая грамотность.
  2. Урок. Занятие со школьниками, проводимое на тему, соответствующую плану обучения данного класса. Если предмет конкурсанта не изучается, урок дается на вводную тему. Оценивается по критериям языковой грамотности, взаимодействия с аудиторией, эффективности, анализа, организации, межпредметных связей, творческому подходу.

Второй тур включает испытания:

  1. Мастер-класс. Выступление перед жюри и остальными участниками с целью демонстрации индивидуальных профессиональных приемов и достижений, инновационных методов обучения (20 минут, 5 минут – ответы на вопросы). Критерии: обоснованность, актуальность, ценностная культура, творческий и исследовательский подход, языковая и предметная грамотность, результативность.
  2. Классный час. Демонстрация навыков воспитательной работы в формате 20-минутной беседы с учениками. Список тем готовит жюри, выбирают тему обсуждения школьники. В этом испытании оцениваются личностные качества выступающего, речевое взаимодействие, компетентность, аргументированность позиции, вовлеченность учеников.
  3. Образовательный проект. Участники объединяются в группы по 5 человек согласно жребию, выбирают тему проекта, распределяют задания и готовятся в течение 7 часов. Представление проекта проходит в формате выступления (20 минут). Критерии: культура взаимодействия и коммуникаций, результативность, аргументированность, применимость разработок, творчество и оригинальность.

Третий тур состоит из одного испытания – разговор с Министром образования. Формат – диалог в течение 60 минут на тематику, определенную оргкомитетом. Оцениваются такие качества, как коммуникативная культура, масштабность и нестандартность мышления, аргументированная личная позиция, понимание тенденций образовательной политики.

Награждение

Главным призом для всех, принимающих участие в конкурсе «Учитель года», является общественный резонанс и демонстрация профессиональных достижений. Звание «Учителя года» даже на уровне региона – большая честь для школы, поднимающая ее рейтинг, который определяет поступление субсидий от муниципального бюджета. Награды определяются в каждом регионе самостоятельно и зависят от спонсоров и бюджетных дотаций. Чаще всего это увеличение зарплаты и присуждение дополнительных премий, а также вручение сертификатов и других материальных ценностей.

Победители и номинанты федерального этапа получают широкую известность в профессиональных кругах. Всем участникам вручаются грамоты, а лауреатам – ценные призы, определяемые оргкомитетом. Призом, олицетворяющим эмблему мероприятия, является хрустальная статуэтка пеликана. Победителю предлагается временно (в течение 1 года) занять должность, связанную с управлением в сфере образования: лауреату 2019 года предложили работу в МГУ, а предыдущему финалисту – должность советника при комитете образования в Госдуме.



Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*