В последние годы правительство пытается различными путями повысить престиж профессии педагога. Одним из таких шагов стал конкурс, оценивающий преподавательские таланты и навыки. Конкурс «Учитель года 2024» не станет исключением — тоже будут определены первые участники.
Содержание
Цели конкурса и его распространенность в мире
В советское время престиж профессии педагога был значительно выше, чем сейчас. Вернуть работе учителя хорошую репутацию — это одна из целей всероссийского конкурса. Важно обеспечить рост социального статуса учителей, чтобы звание педагога вновь стало почетным.
У конкурса есть и другие цели:
- Поддержка творческих начинаний учителя.
- Стимуляция профессионального роста среди педагогов.
- Выявление наиболее талантливых педагогических сотрудников.
- Формирование мотивации для творческого развития педагогов.
- Дополнительная систематизация действенных педагогических приемов.
- Распространение опыта успешных учителей среди педагогов всей страны.
- Развитие инновационных технологий, применяемых в системе образования.
- Определение приоритетных сфер деятельности для создания более гармоничной системы образования.
Вряд ли большую часть из перечисленного можно назвать новаторским подходом. Аналогичный по сути конкурс проводился и во времена СССР. Сейчас его вариации проводятся во многих странах СНГ. Также подобные мероприятия проходят в США и европейских странах.
Мировая востребованность прямо говорит о том, что эта тенденция значима для всех народов. Грамотные учителя нужны всему миру. В России статус «Учитель года» имеет значение не только для самого педагога. Влияние этой победы распространяется и на школу в которой он работает, и на регион проживания. Об этом говорит даже тот факт, что в следующем году конкурс проходит в городе или населенном пункте победившего педагога.
Отбор кандидатов
Конкурс проводится ежегодно и имеет большой резонанс в профессиональной среде, его организатором является Министерство образования. Федеральному состязанию предшествуют отборочные этапы, проводимые на локальных уровнях:
- муниципальный – среди района (города, поселения),
- региональный – по субъекту России.
Порядок проведения отборочных туров не имеет общего регламента и определяется Департаментом образования региона самостоятельно. Лауреаты регионального уровня становятся участниками финального, федерального этапа. Если занявший первое место на уровне региона по каким-либо причинам не может участвовать, вместо него отправляется педагог, занявший второе место. К общим требованиям для номинантов на звание «Учитель года» относятся:
- Стаж педагогической деятельности не менее 3 лет.
- Высшее образование.
- Аттестационная либо квалификационная категория «учитель».
- Работа в настоящее время на должности, по которой участник номинируется на конкурс.
Категории номинаций также определяются региональными властями самостоятельно. Основная номинация – Педагог года – учитель-предметник, который будет представлять регион на федеральном уровне. Другие категории номинаций представляют дополнительное образование, начальную школу, преподавание национального языка, обучение детей с особенностями развития и т.д.
Время проведения регионального этапа определяется регламентом региона, но обычно испытания длятся с января по апрель, в мае уже определен финалист, который примет участие во всероссийском конкурсе.
В Москве
«Педагог года» в столице проводится с особым размахом. Особенность отбора кандидатов в том, что как такового муниципального уровня нет – участниками становятся победители учительских профессиональных олимпиад. Официальный сайт, на котором размещена информация о порядке проведения мероприятия pedagog.mosedu.ru/o-konkurse.html. Все положения прикреплены в разделе «Документы». Участники, ставшие призерами олимпиад, должны зарегистрироваться в личном кабинете до 28 декабря. Далее их ждет несколько туров:
- Первый этап с 14 по 31 января: выступление «Я – московский учитель», авторская статья по заданной теме, дистанционное решение ситуационной задачи.
- Второй этап с 23 по 30 марта: пресс-конференция, разработка коллективного проекта, проведение мастер-класса с фокус-группой, разговор со школьниками, разговор с министром.
Помимо основной номинации, московский конкурс включает номинации «Учитель-дефектолог года», «Педагог-психолог года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования».
Как принять участие
Порядок, в соответствии с которым проводится испытание, был утвержден Оргкомитетом. В соответствии с документом, срок проведения – сентябрь-октябрь. На официальном сайте конкурса teacher-of-russia.ru можно ознакомиться с положением о мероприятии «Учитель года» и другими актуальными документами. Финалисты регионального отбора должны зарегистрироваться на этом ресурсе до 1 августа. В электронной анкете указываются сведения:
- личные данные, в том числе паспортные;
- не менее 3 фотографий;
- адрес личного сайта или блога, где педагог публикует тематические материалы;
- место работы, послужной список;
- сведения об образовании и квалификационной категории;
- данные об общественной деятельности и семейном положении;
- девиз, профессиональное кредо, интересные сведения о конкурсанте.
Кроме того, оргкомитет региона почтой направляет пакет документов, куда входит заявление конкурсанта, представление, согласие на обработку личных данных, информационную карту и справки о победе в региональном отборе.
Скачать положение о конкурсе «Учитель года»:
Этапы конкурса
Участникам мероприятия «Педагог года» предстоит пройти несколько испытаний: заочный этап и очный, включающий в себя три тура. Отборочные туры чаще всего проводятся в Москве, а финал и награждение – в субъекте победителя предыдущего года. В 2024 году он пройдет в Чеченской республике.
Заочный
Кандидаты проходят дистанционный отбор: материалы подготавливаются и размещаются на страницах личного сайта или блога, где с ними знакомится жюри.
- Методическое портфолио участника «Интернет-ресурс». Размещенные материалы оцениваются по критериям информативности, безопасности, использованию обратной связи, оформлению.
- Эссе «Я – учитель» на тему, которая объявляется на семинаре перед испытанием. На написание дается 5 часов, объем – 4000 знаков. Оценивается профессиональная грамотность, актуальность, аргументы, самоанализ, пути решения выявленных проблем.
Очный
Этот этап проводится в школах, выбранных оргкомитетом в качестве площадок конкурса.
Первый тур включает:
- Методический семинар. 20-минутное выступление перед жюри, где конкурсант транслирует свои педагогические методы и наработки. Критерии оценки: навыки коммуникаций, оригинальность и творчество, практическая обоснованность, корректность, методическая грамотность.
- Урок. Занятие со школьниками, проводимое на тему, соответствующую плану обучения данного класса. Если предмет конкурсанта не изучается, урок дается на вводную тему. Оценивается по критериям языковой грамотности, взаимодействия с аудиторией, эффективности, анализа, организации, межпредметных связей, творческому подходу.
Второй тур включает испытания:
- Мастер-класс. Выступление перед жюри и остальными участниками с целью демонстрации индивидуальных профессиональных приемов и достижений, инновационных методов обучения (20 минут, 5 минут – ответы на вопросы). Критерии: обоснованность, актуальность, ценностная культура, творческий и исследовательский подход, языковая и предметная грамотность, результативность.
- Классный час. Демонстрация навыков воспитательной работы в формате 20-минутной беседы с учениками. Список тем готовит жюри, выбирают тему обсуждения школьники. В этом испытании оцениваются личностные качества выступающего, речевое взаимодействие, компетентность, аргументированность позиции, вовлеченность учеников.
- Образовательный проект. Участники объединяются в группы по 5 человек согласно жребию, выбирают тему проекта, распределяют задания и готовятся в течение 7 часов. Представление проекта проходит в формате выступления (20 минут). Критерии: культура взаимодействия и коммуникаций, результативность, аргументированность, применимость разработок, творчество и оригинальность.
Третий тур состоит из одного испытания – разговор с Министром образования. Формат – диалог в течение 60 минут на тематику, определенную оргкомитетом. Оцениваются такие качества, как коммуникативная культура, масштабность и нестандартность мышления, аргументированная личная позиция, понимание тенденций образовательной политики.
Награждение
Главным призом для всех, принимающих участие в конкурсе «Учитель года», является общественный резонанс и демонстрация профессиональных достижений. Звание «Учителя года» даже на уровне региона – большая честь для школы, поднимающая ее рейтинг, который определяет поступление субсидий от муниципального бюджета. Награды определяются в каждом регионе самостоятельно и зависят от спонсоров и бюджетных дотаций. Чаще всего это увеличение зарплаты и присуждение дополнительных премий, а также вручение сертификатов и других материальных ценностей.
Победители и номинанты федерального этапа получают широкую известность в профессиональных кругах. Всем участникам вручаются грамоты, а лауреатам – ценные призы, определяемые оргкомитетом. Призом, олицетворяющим эмблему мероприятия, является хрустальная статуэтка пеликана. Победителю предлагается временно (в течение 1 года) занять должность, связанную с управлением в сфере образования: лауреату предложили работу в МГУ, а предыдущему финалисту – должность советника при комитете образования в Госдуме.