Министерство Финансов разработало проект поправок в Налоговом кодексе на введение экологического налога. На данный момент существует неналоговый платеж за негативное воздействие на окружающую среду. Это правило регулируется законами об охране природы России и имеет признаки, похожие на налог. В связи с этим такой платеж можно внести в Налоговый кодекс Российской Федерации. Эта информация была опубликована на сайте нормативных актов.
Представители Министерства финансов считают, что такая плата в государственный бюджет является низкоэффективным неналоговым платежом. В связи с этим государство должно выделять средства на экологические госпрограммы из федерального или регионального бюджетов. В сообщении Минфина сказано, что экологический налог необходим, чтобы финансово обеспечить государственную политику по экологии.
В документе сказано, что ставка по экологическому налогу будет зависеть от тяжести нанесения вреда окружающей среде. В числе определяющих норм будут выбросы разных веществ в воздух, выбросы в воду, а также вывоз отходов производства и класс их опасности. Если правительство примет этот проект, тогда он начнет действовать с начала января 2024 года.
Ставка на плату за нанесение вреда экологии в данный момент прописана в законе об охране окружающей среды. Ее размер зависит от объема и массы загрязняющих веществ.
Правительство обсуждало «кодекс неналоговых платежей» не один раз. В начале текущего года Д. Медведев дал поручение Министерству финансов, а также Министерству экономического развития разработать проект с конкретными предложениями. Минфин предложил в апреле текущего года создать отдельную главу в Налоговом кодексе, где будут прописаны квазиналоговые платежи. К ним относятся экологический, курортный, утилизационный сборы.
Содержание
Формула и расчет экологического налога
Размер платежа рассчитывается по формуле. Нужно умножить ставку экологического сбора на массу утилизируемых товаров и норматив утилизации. Ставки сбора и норматив утверждены постановлением и распоряжением правительства для каждой группы продукции. При этом по некоторым товарам норматив может быть нулевым, поэтому производитель ничего не заплатит. Это относится, в частности, к текстильным товарам, коврам, одежде.
Минфин ведет работу по систематизации неналоговых платежей с начала. Изначально министерство намеревалось создать для них отдельный закон, однако позднее было принято решение определить сборы, которые носят налоговый характер, и перенести их в НК. Для платежей, не носящих налоговый характер, все-таки возможен отдельный закон с определением правил их регулирования, индексации и введения новых пошлин.
Как заявил глава бизнес-объединения «Опора России» Александр Калинин, по переводу экологического сбора в налог еще предстоит «тщательная дискуссия», По его словам, у бизнеса нет выработанной позиции по этому вопросу.
Также Александр Калинин отметил, что включение платежей в Налоговый кодекс предполагает их более жесткое регулирование.
Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявлял, что в случае занесения сборов в НК на них распространится уголовная ответственность за неуплату. Он отмечал, что бизнесу будет удобнее, если для неналоговых платежей будет создан закон прямого действия без включения сборов в НК.
Главная цель реформы неналоговых платежей — усложнить их появление. Сейчас ведомства сами могут вводить новые сборы и индексировать их по своему усмотрению. После появления закона о неналоговых платежах и включения части сборов в НК это можно будет сделать только с помощью поправок в законодательство.
Вместе с тем включение в НК некоторых платежей, имеющих налоговую природу, сделает и самих коммерсантов более ответственными, поскольку санкции за неуплату будут строже.
Экологический сбор — это плата за утилизацию отдельных товаров, которая взимается с предприятий, производящих или импортирующих продукцию, но не способных самостоятельно ее утилизировать. Товары, за производство которых нужно платить сбор, определены в соответствующем постановлении правительства.
Форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации обновлена
Организации и предприниматели должны будут представлять декларацию о количестве выпущенных товаров и упаковке, подлежащих утилизации, по обновленной форме. Изменения в действующую форму отчетности и в порядок декларирования внесены постановлением Правительства РФ от 25.07.18 № 868.
Кто сдает декларацию об утилизации
Напомним, что существуют товары, которые закон требует утилизировать после того, как они утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы. Обеспечить утилизацию обязаны производители и импортеры таких товаров. Указанные лица должны ежегодно (до 1 апреля) отчитываться о количестве выпущенных готовых товаров и упаковке, подлежащих утилизации. Действующая форма декларации утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417.
Как изменится заполнение декларации
Комментируемое постановление уточняет порядок составления декларации. Согласно изменениям, при заполнении отчетности не учитываются товары, которые вывозятся из РФ, а также упаковка таких товаров.
Кроме этого, оговаривается, что производители товаров представляют декларацию в отношении:
- товаров, произведенных на территории РФ;
- упаковки товаров, произведенных на территории РФ.
Импортеры отчитываются в отношении:
- товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
- товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
- упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
- упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции.
При этом многооборотная упаковка товаров декларируется как товар.
Производители включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании первичных учетных документов, товарно-сопроводительных документов, а импортеры — на основании таможенных документов и товарно-сопроводительных документов. Количество товаров, упаковки товаров указывается для каждого наименования товара, упаковки товаров в килограммах с точностью до одного килограмма.
Что изменится в порядке декларирования
Как и прежде, производители товаров отчитываются в территориальный орган Росприроднадзора, а импортеры — в Федеральный Росприроднадзор. При этом уточняется: если юрлицо или ИП одновременно является производителем товаров и импортером, то декларация представляется в Федеральный Росприроднадзор.
Постановление Правительства вступит в силу 4 августа (по истечении 7 дней после дня его официального опубликования).
Кто должен платить экосбор
Плательщиками экологического сбора являются производители и импортеры товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.
Список групп товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:
- № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
- № 2 «Ковры и ковровые изделия»
- № 3 «Спецодежда»
- № 4 «Одежда верхняя прочая»
- № 5 «Белье нательное»
- № 6 «Одежда прочая и аксессуары»
- № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»
- № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»
- № 9 «Тара деревянная»
- № 10 «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная»
- № 11 «Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности»
- № 12 «Принадлежности канцелярские бумажные»
- № 13 «Изделия из бумаги и картона прочие»
- № 14 «Нефтепродукты»
- № 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»
- № 16 «Изделия из резины прочие»
- № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные»
- № 18 «Изделия пластмассовые строительные»
- № 19 «Изделия пластмассовые прочие»
- № 20 «Стекло листовое гнутое и обработанное»
- № 21 «Стекло полое»
- № 22 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»
- № 23 «Тара металлическая легкая»
- № 24 «Компьютеры и периферийное оборудование»
- № 25 «Оборудование коммуникационное»
- № 26 «Техника бытовая электронная»
- № 27 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»
- № 28 «Аккумуляторы»
- № 29 «Батареи аккумуляторные»
- № 30 «Оборудование электрическое осветительное»
- № 31 «Приборы бытовые электрические»
- № 32 «Приборы бытовые неэлектрические»
- № 33 «Инструменты ручные с механизированным приводом»
- № 34 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»
- № 35 «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки»
- № 36 «Услуги по изданию газет»
Какая ответственность ожидает нарушителей
Если плательщик экосбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.
Кроме того, существует и другая, более общая, норма — статья 19.7 КоАП РФ. Она подразумевает санкцию за непредставление или несвоевременное представление сведений государственным контролирующим органам, а также за искажение таких сведений. Это может быть предупреждение, либо штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и ИП, и в размере от 3 до 5 тысяч рублей для организаций. Неуплата или неполная уплата экологического сбора приведет к следующим последствиям. Сначала Росприроднадзор выставит требование о погашении задолженности. А по истечении 30 календарных дней сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экосбора). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.