Появятся ли у нотариусов новые обязанности в 2024 году?

С 1 февраля нотариусы будут работать по — новому. В частности, после  удостоверения сделки с недвижимостью они будут обязаны направить соответствующее электронное заявление в Росреестр до конца того же рабочего дня. Также им будет необходимо поступить и сразу после выдачи свидетельства о праве на наследство.

Соответствующий закон 28 июля одобрил Совет Федерации.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Дмитриенко, представляя документ, уточнил, что если нотариусу не удастся переслать документы через Интернет, сделать это можно будет лично, но не позднее 2 рабочих дней с момента удостоверения сделки.

Все эти новшества станут большим подспорьем для граждан, так как им не нужно будет обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр, а то и пользоваться услугами различных серых посредников, делающих деньги на обещаниях скорой регистрации той или иной недвижимости.

Новый порядок

Летом текущего года Государственная Дума представила Совету Федерации на рассмотрение проект закона «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ». 28 июля он был одобрен членами СФ, а 03 августа подписан президентом. Часть положений начнут действовать с 1 января, изменения касающиеся деятельности нотариальных контор вступают в силу с 1 февраля.

Поправки коснулись не раз претерпевавшего коррекцию Главного закона РФ о нотариате и правилах совершения нотариальных действий на территории России, действующего с 11.02.93 г. Суть нововведений, заключается в расширении функций и ответственности нотариуса, в частности вводятся новые правила регистрации недвижимости.

С 1 февраля в обязанности нотариусов входит регистрация прав в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). После заверения сделки с недвижимостью нотариус обязан самостоятельно и незамедлительно передать сведения в Росреестр. Передача может быть осуществлена посредством электронной связи. Законом определен срок для отправки заявления и прилагаемого к нему документального комплекта – 1 день. То есть сведения должны поступить в Росреестр в течение текущего рабочего дня и не позднее его окончания.

Не пропустите:   Новое в ГИБДД : что ждет автовладельцев, какие штрафы

На случай перебоев с интернетом, технических проблем или других обстоятельств, законом предусмотрена возможность передачи документов на бумажном носителе. В этом случае срок увеличивается до 2 рабочих дней.

Важные изменения! Передача пакета документов об удостоверенных сделках в Федеральную службу государственной регистрации с 1 февраля перестанет быть отдельным нотариальным действием и войдет в комплексную услугу сотрудников нотариата. Это означает, что регистрация права станет бесплатной. Нужно отметить, что в действующем законодательстве такая процедура могла быть осуществлена по просьбе лиц, совершающих сделку, за отдельную плату.

В чем преимущество нововведений

Изменения в законодательстве призваны решить сразу несколько важных для общества вопросов:

  • свести к минимуму риски мошенничества;
  • сократить сроки совершения сделок;
  • сделать процедуру оформления более удобной.

В реальности с 1 февраля россиянам действительно станет проще и дешевле оформлять различные сделки с недвижимым имуществом. Работа нотариуса будет организована по принципу «одного окна». То есть обратившись в нотариат, за один визит можно будет не только заверить сделку, но и зарегистрировать право собственности. Личное обращение в Росреестр, МФЦ или к посредникам не потребуется. В случае необходимости подписи документов, она может осуществляться в присутствии нотариуса, который заверит цифровой документ своей УКЭП и тем самым придаст ему юридическую силу. Таким образом клиентам не нужно будет получать квалифицированную электронную подпись. Это значительно сокращает время оформления сделок.

Законодатели возлагают большие надежды, что ведение документооборота по-новому станет посильным способом борьбы с криминальными и недобросовестными действиями в отношении прав граждан.

Следует знать! Регистрация права станет бесплатной, но за услуги правового и технического характера, как и прежде, придется платить.

Когда без нотариуса не обойтись

Не всегда оформить сделку с недвижимым имуществом можно без нотариуса. Законом предусмотрен ряд обстоятельств, когда это необходимо:

  • если собственниками являются более одного человека;
  • если один из собственников несовершеннолетний или находится под опекой;
  • при оформлении договора ренты;
  • при оформлении соглашения супругов о разделе имущества;
  • сделки по отчуждению доли.
Не пропустите:   Какие изменения в миграционном законодательстве в 2024 году?

В остальных случаях можно обойтись простым письменным договором и самостоятельной регистрацией права в Росреестре. Однако, эксперты предупреждают, что это может представлять опасность в случае с недобросовестными участниками сделки. Нотариусу закон позволяет запрашивать из ЕГРН сведения о том, кому принадлежит имущество и копии соответствующих документов. Нельзя не отметить, что нотариус несет полную ответственность за свои действия.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *