Год русского балета в России

В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиями из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют юбилеи великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.

2019 год не стал исключением из данного правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.

Правительство уже заявило о множестве мероприятий, которые будут проведены. Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы.

Взаимодействие французской и российской культуры

 

По случаю проведения русского балета оргкомитет запланировал пригласить в Россию представителей культуры из Франции и лучших хореографов и руководителей балетных школ из различных стран. По мнению Ольги Голоднец, это будет новый уровень взаимодействия, а чтобы все запланированные мероприятия прошли четко и сглажено, работа начата уже сейчас. Она также отметила, что 2019 год станет важным не только для министерства культуры, но и для системы образования, так как балет должен перешагнуть существующие рамки одной отрасли и стать частью культуры для всей России.

Школьный предмет, посвящённый мировой культуре, будет включать темы, где будут изложены основы истории этого танца. Ведь даже Пушкин в своем произведении описал его такими словами, как «души исполненный полет». Некоторые уроки будут посвящены творчеству Петипа. Ольга Голодец уверена, что преподаватели сумеют заинтересовать школьника и рассказать красивым языком о важной составной части российской культуры.

Секрет всенародного признания Мариуса Петипа

Творчество Мариуса Петипа оказало огромное влияние на этот вид экспрессивного искусства. Балетмейстер является уроженцем Франции, но Россию всегда считал второй родиной. На сценах Москвы и Санкт-Петербурга было поставлено более 60 спектаклей, среди них известные всем «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Талисман», «Дон Ктхот», «Дочь фараона». Ему довелось сотрудничать с Александром Глазуновым и Петром Чайковским, которые изучали его музыкально-сценические планы и сочиняли музыку.

Ольга Голодец также выступила с инициативой об открытии мемориальной доски Мариусу Петипа, ранее эта идея возникала и у Академии имени Вагановой, но не была реализована. В течение планируется издать ряд публикаций, посвященных французскому балетместеру, провести интересные фестивали и выставки.

Из истории русской балетной школы

Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.

Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.

Не пропустите:   Покров Пресвятой Богородицы: какого числа, традиции

Следующий толчок в развитии российской балетной хореографии случился во времена Елизаветы Первой. В этот период Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.

После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.

Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который, хотя и придерживался традиций французской школы, внес в эту сферу творчества свежую нотку с истинно русским духом. В 19 столетии, когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году.

Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности, что позитивно сказалось на совершенствовании мастерства танцоров. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина…»

Не отказал в высоком покровительстве балету и следующий российский монарх, Николай I – этот вид сценического мастерства в период его правления продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых нужно упомянуть всемирно известные имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.

После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.

Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.

Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.

В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.

В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.

Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.

Не пропустите:   Чистый четверг: какого числа, традиции, поверья

В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.

Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.

Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2019 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.

Чего ожидать?

В рамках мероприятий особый акцент будет ставиться на российско-французских культурных контактах. Во Франции также будет чествоваться юбилей. Начало мероприятий датируется 21 октября 2015 года, когда в Гран Театре Бордо была проведена масштабная международная встреча «Из Бордо в Санкт-Петербург». Основной темой симпозиума было творчество Мариуса Петипа и его вклад в искусство.

  • Четвертая сессия будет проходить в России под названием «Мост Петипа», которое является символичным.
  • Мероприятие посещается взаимодействию двух стран, демонстрации общих хореографических традицией.

Среди запланированных мероприятий, также будут иметь место:

  • выступления специально приглашенных почетных гостей, что позволит насладиться незаурядным действом;
  • организация творческих вечеров;
  • мастер классы;
  • открытые лекции;
  • проведение увлекательных уроков в школьных учреждениях;

гала-концерт, где будут представлены многие постановки в оригинальной интерпретации.

Организаторы мероприятий планируют воссоздать выдающиеся произведения известного балейтместера. Это поможет гостям ощутить великолепие периода становления танца, как вида искусства. 2019 год русского балета станет наиболее ярким и запоминающимся за последние десятилетие. Организаторы надеются, что их задача по популяризации русского балета среди широких народных масс будет с успехом реализована, а мероприятия будут напоминать о величии русского культурного наследия.

Перечень запланированных мероприятий

Следствием правительственной инициативы стал целый ряд мероприятий, посвященных как балетному искусству, так и хореографу Петипа. Участниками действ и приглашенными гостями станут выдающиеся представители мировой и российской балетной школы. В числе мероприятий заявлены:

  • многочисленные постановки и творческие вечера. Например, на базе детских школ искусств будут организованы просветительские лекции-концерты и тематические вечера хореографии;
  • областные концерты учеников хореографических школ;
  • выставки тематического детского рисунка;
  • областные конкурсы детских балетных коллективов;
  • творческие лекции, сопровождающиеся просмотром фрагментов известнейших балетов;
  • книжно-иллюстративные выставки, приуроченные 200-летнему юбилею Петипа;
  • уроки и классные часы в общеобразовательных учреждениях, на которых школьникам расскажут о выдающихся достижениях русского балета и творчестве французского хореографа, который за свои успехи был удостоен подданства Российской империи;
  • петербургская выставка достижений балетной школы;
  • научная конференция, посвященная перспективам развития балетной хореографии, под названием«Мариус Петипа на мировой сцене»;
  • международная тематическая выставка «Петипа. Танцемания», которая будут проходить в Центральном выставочном зале «Манеж». Ее подготовят для поклонников балетной хореографии специалисты из Санкт-Петербургского государственного музея, проводящего экспозиции из жизни театрального и музыкального искусства;
  • гала-шоу, состоящее из балетных дивертисментов, заявленное на 2 июля в стенах Государственной академической капеллы Северной Пальмиры;
  • масштабный концерт-балет на базе театров Санкт-Петербурга, в котором будут принимать участие как российские, так и зарубежные хореографы и танцовщики.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *