Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это главная проверка знаний, к которой школьники готовятся с особенным усердием. ЕГЭ ежегодно обрастает слухами и новостями о возможных изменениях и введении новых предметов, что немало беспокоит учеников и их родителей. Один из самых волнующих вопросов – будет ли проводиться ЕГЭ по китайскому языку.
Китайский уже давно признан одним из самых перспективных языков и с каждым годом все больше российских школьников приступают к его изучению. Именно поэтому в Минобразования уже несколько лет «вынашивают» идею ввести соответствующий ЕГЭ наравне другими иностранными языками.
В 2014 году была разработана структура и содержание государственного экзамена по китайскому языку, а уже в 2015 году пилотный проект ЕГЭ прошел в ряде российских регионов.
Пробное тестирование включало 44 задания, которые были разделены на 5 отдельных секций:
- чтение;
- аудирование;
- грамматика, иероглифика, лексика;
- устная речь;
- письменная речь.
В ЕГЭ поучаствовали больше 3 тыс. школьников, которые смогли оценить свои знания китайского. Минобразования, в свою очередь, получили информацию, какие недостатки присутствуют в программе экзамена.
К 2016 году содержание ЕГЭ доработали, и теперь оно соответствует модели тестирования по другим иностранным языкам. Особенное внимание разработчики уделили оценке устной части экзамена. Так, во время выполнения задания школьник должен записать свой ответ на диктофон, после чего запись загружается в специальную сеть и ее получают сразу несколько экспертов из разных регионов.
Каждый ответ изучают два экзаменатора и дают свои оценки, на основе которых формируется средний балл. Если же их мнения слишком расходятся, то задание пересылают третьему эксперту.
В Минобразования уверены, что такая система гарантирует максимально объективное оценивание знаний каждого ученика, ведь все ответы анонимны и их проверяют разные эксперты. Предполагается, что в будущем результаты ЕГЭ по китайскому языку будут помогать школьникам в поступлении в ВУЗы на направления, связанные с изучением истории, экономики, культуры или искусства КНР.
При этом введение ЕГЭ по китайскому языку по всей территории РФ намечено только, ведь пока далеко не все технические и организационные проблемы удалось решить.
Содержание
Препятствия для введения ЕГЭ
Как уже было сказано, одной из главных трудностей введения экзамена по китайскому языку на постоянной основе является отсутствие в школах методологической базы и утвержденных общеобразовательных программ.
Вторая не менее важная сложность проведения экзамена заключается в подборе экзаменаторов, чей уровень позволит справедливо оценивать достижения школьников. Ни для кого не секрет, что основным регионом, где китайский язык хоть как-то представлен на образовательном уровне, является регион Дальнего Востока.
И совершенно ясно, что местные педагоги не справятся с такой нагрузкой. Более того, эксперты также нуждаются в определенных методических рекомендациях, которые будут регулировать их работу, но их тоже нет.
Ну и третьей проблемой можно считать крайне нестабильное преподавание китайского языка в школах страны. Большинство сдающих экзамен получают знания не благодаря усердию на школьных занятиях, а на голом энтузиазме и дополнительных языковых курсах. Нужно признать – в России нет достаточного количества специалистов, которые могут подготовить выпускников к такому важному экзамену. А те, что есть, в основе своей, не пытаются развивать свои языковые навыки.
Поэтому, несмотря на то, что Министерство образования считает, что в техническом плане они готовы принимать экзамен по восточному языку в штатном режиме, существует ряд трудностей, которые могут превратить его в сплошную головную боль. Для этого достаточно будет просто открыть задания, которые местами вызывают ужас.
Так, в одном из пробных тестов школьникам предлагалось расставить тоны в словах, в переводе означающих названия алкогольных напитков. И даже если списать это на часть менталитета жителей Китая (в учебниках зачастую встречаются подобного рода задания), то этого все еще будет недостаточно, чтобы оправдать халатность составителей.
Мнение экспертов
Эксперты в сфере востоковедения отметили несколько главных проблем в проведении ЕГЭ по китайскому языку. Главная из них – низкий уровень преподавания языка в школах. В теории, ученики, которые сдают китайский и, к примеру, английский язык, должны иметь одинаковый уровень знаний. Но на практике, по китайскому языку он буде ощутимо ниже.
Это открывает вторую важную проблему – отсутствие качественных учебников. Во многих школах уроки китайского языка проводят по университетским пособиям, которые зачастую слишком сложны для детского восприятия. В результате ученики не могут эффективно усвоить материал и получить необходимые знания. При этом были попытки ввести учебники специально для школьников, но ни одна из них не увенчалась успехом.
В некоторых случаях школы используют китайские учебники, но они составлены по совсем иной модели восприятия языка и для российских учеников подходят плохо. Из-за этого львиная доля абитуриентов, которые поступают со школьными знаниями китайского, вынуждены переучиваться.
Третья проблема касается политики. Китайская сторона не раз обращала внимание российского Минобразования на то, что в ЕГЭ включены только западные языки, тогда как китайским владеет самый большой этнос в мире, который является соседом и партнером РФ. Этот аргумент вполне логичен, но поддавшись давлению извне, власть слишком ускоряет процесс введения ЕГЭ по китайскому языку, не продумав последствия.
В итоге может получиться, что китайский язык в школах будут изучать только формально, а на практике знания школьников будут колебаться на неудовлетворительном уровне.
Нельзя отрицать, что китайский язык является одним из самых распространенных и перспективных, поэтому введение соответствующего ЕГЭ вполне обосновано и дальновидно. Также очевидно, что знание китайского языка позволит будущим абитуриентам получить востребованную профессию. Но положительный эффект от такого нововведения будет достигнут только когда ученики начнут получать в школах действительно высокий уровень знаний, которые потом смогут применить на практике.
Пока вопрос ЕГЭ по китайскому языку активно обсуждается, и в правительстве уверяют, что к 2024 году все важные вопросы, касающиеся этой темы, будут решены.
Многие эксперты действительно обеспокоены тем, что очень перспективное китайское направление может быть уничтожено поспешностью чиновников, а сам предмет станет формальным «вторым иностранным», на который, по словам Министра образования Ольги Васильевой, у школьников нет времени.
Будут ли решены основные проблемы, сказать трудно. Вероятней всего нет, поэтому всем выпускникам, планирующим в будущем связать свою жизнь с китайским языком, придется рассчитывать только на свои силы.