В 2019 году юридические лица не освобождаются от уплаты налога на прибыль.
К тому же, принцип разделения поступающих средств от уплаты налогов в региональный, федеральный бюджет будет сохранен. В планах правительства — введение новой реформы. Полагается, что нововведение поспособствует изменению некоторых параметров системы налогообложения.
Содержание
Методы расчета налогов на прибыль
Под налогом на прибыль понимается уплата процентов от прибыли, которую получила организация. Взимание подобных платежей помогает пополнять региональный бюджет.
На сновании действующего законодательства существует несколько способов, по которым производится расчет денежной суммы данного налога:
- При помощи кассового метода. Налог рассчитывают на основании проведенных финансовых операций. Но стоит заметить, что законодательством установлено ограничение на использование данного метода расчета. Подобным способом исчислять сумму налога могут лишь ограниченное количество организаций, прибыль которых за квартал составляет менее миллиона рублей.
- Расчет налоговой суммы при помощи метода начисления. При этом учитываются показатели расходов и доходов.
Расчет налога на прибыль производится организациями за отчетный период времени. При этом многие используют авансовые платежи каждый квартал либо ежемесячно. Подобное действие не запрещено законодательством.
Особенностью исчисления налога на прибыль является фиксированная ставка, применяемая по отношению некоторых видов деятельности организаций.
Процентные ставки налога на прибыль с нового
В 2019 году юридические лица будут уплачивать налог на прибыль по той же ставке — 20 процентов. Но власти решили внести значительные изменения, касаемые распределения налоговых поступлений.
Исчисления, которые будут поступать в федеральный бюджет, увеличили до трех процентов. А поступающие средства в региональные бюджеты было решено уменьшить до семнадцати процентов.
К тому же, на усмотрение местных властей будет возможным проведение снижения ставок. Подобные новшества уже внесены в Налоговый Кодекс Российской Федерации еще в 16 году.
С нового года правительство снизит минимальное значение ставок для определенных категорий налогоплательщиков. Если раньше показатель был в 13.5 процентов, то с он составит на процент меньше.
Видео новости изменений в налогах на прибыль
2019 год не предусматривает внесения изменений специальных ставок на налог на прибыль. А вот получение дохода по ценным бумагам планируется обложить 15-процентным налогом.
Для организаций, участвующих в реализации некоторых проектов, направленных на экономическое развитие Дальнего Востока, будет введен период налоговых каникул.
Распределение средств, полученных от организаций на налог на прибыль, по мнению чиновников, будет способствовать улучшению экономики страны.
Экономические возможности после затяжного кризиса в стране
Известно, что кризис в экономике, который коснулся страны в 2014 году, существенно подорвал ситуацию в РФ. На сегодняшний день значительное улучшение пост кризисной ситуации не исключает факт осуществления некоторых реформ.
В планах правительства — некоторые изменения в налоговой системе, которые смогут поспособствовать улучшению экономики страны.
Кроме вопросов, связанных с увеличением прибыли, поступающей в федеральный бюджет, правительство обязано обратить внимание на финансовое положение каждого региона страны, большинство которых, стоит отметить, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Если экономическая ситуация определенных регионов и дальше будет ухудшаться, то местная власть будет не в состоянии выполнить все возложенные обязательства. Это, в свою очередь, является признаком наступления дефолта.
Очевидно, что экономика страны требует проведения глобальной налоговой реформы. Власти рассматривают вопрос о пересмотре действующих на сегодняшний день льгот.
Также рассматривается вопрос реформирования системы страхования. Тем самым, могут увеличиться ставки по некоторым видам налогов.
Таблица. Ставки налога на прибыль
Виды полученных доходов (прибыли) |
Ставка в федеральный бюджет |
Ставка в региональный бюджет |
Основание |
---|---|---|---|
Доходы, кроме перечисленных ниже |
3% |
17%1 |
п. 1 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, выпущенным до 20 января 1997 года включительно |
0% |
0% |
подп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, выпущенным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III |
0% |
0% |
подп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, выпущенным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года |
9% |
0% |
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года |
9% |
0% |
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года |
9% |
0% |
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам государств – участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных выше, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами России) |
15% |
0% |
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам, полученным в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации и размещенным за пределами России |
15% |
0% |
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным после 1 января 2007 года |
15% |
0% |
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года |
15% |
0% |
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ |
Дивиденды, полученные российскими организациями от участия в других организациях, при одновременном соблюдении условий:
Дивиденды, полученные российскими организациями, владеющими депозитарными расписками, при одновременном соблюдении условий:
|
0% |
0% |
подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ |
Дивиденды, полученные российскими организациями при иных обстоятельствах (не поименованных в подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ), а также дивиденды по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками |
13% |
0% |
подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ |
Дивиденды, полученные иностранными организациями по акциям российских организаций или от участия в капитале организаций в иной форме2 |
15% |
0% |
подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ |
Доходы по ценным бумагам российских организаций (за исключением дивидендов), права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ |
30%3 |
0% |
п. 4.2 ст. 284, п. 9 ст. 310.1 НК РФ |
Доходы в виде дивидендов по ценным бумагам российских организаций, права на которые учитываются на счетах депо иностранных держателей, уполномоченных держателей, а также депозитарных программ |
15%3 |
0% |
п. 4.2 ст. 284, п. 9 ст. 310.1 НК РФ |
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках
Доходы от международных перевозок (в т. ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) |
10% |
0% |
подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ |
20% |
0% |
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ |
|
Доходы иностранной организации, полученные от распределения в ее пользу прибыли или имущества организаций (лиц, объединений), не являющиеся дивидендами |
подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы по иным долговым обязательствам российских организаций |
подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности |
подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы, полученные от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на российской территории, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением обращающихся акций на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Налогового кодекса РФ |
подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на российской территории |
подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на российской территории |
подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы от лизинговых операций (например, от сдачи в лизинг имущества, используемого на территории России) |
подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Штрафы и пени за нарушение российскими организациями, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств |
подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Иные аналогичные доходы |
подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ |
||
Доходы организаций-сельхозпроизводителей (в т. ч. рыбохозяйственных организаций) |
0% |
0% |
п. 1.3 ст. 284 НК РФ |
Прибыль организаций – участниц проекта «Сколково», полученная после утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика |
0% |
0% |
п. 5.1 ст. 284 НК РФ |
Прибыль от деятельности образовательных организаций, включая услуги по присмотру и уходу за детьми (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств)11 |
0% |
0% |
п. 1.1 ст. 284 НК РФ |
Прибыль от деятельности медицинских организаций (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств)11 |
0% |
0% |
п. 1.1 ст. 284 НК РФ |
Прибыль от деятельности организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан (кроме дивидендов и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств)12 |
0% |
0% |
п. 1.9 ст. 284 НК РФ |
Прибыль от деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении |
20% |
0% |
п. 1.4 ст. 284 НК РФ |
Прибыль организаций – участниц региональных инвестиционных проектов13 |
0% |
10% |
п. 1.5 ст. 284, п. 3 ст. 284.3 НК РФ |
Прибыль организаций – участниц региональных инвестиционных проектов, которых не включают в реестр |
0 |
0–10% |
п. 1.5-1 ст. 284, п. 3 ст. 284.3 НК РФ |
Прибыль контролируемых иностранных компаний |
20% |
0% |
п. 1.6 ст. 284, ст. 309.1 НК РФ |
Прибыль организаций – участниц свободной экономической зоны4 |
0% |
не более 13,5% |
абз. 2 п. 1.7, абз. 3 п. 1.7 ст. 284 НК РФ |
Прибыль организаций – резидентов территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток5 |
0% |
не более 5% в течение пяти лет с момента получения прибыли, не менее 10% в течение последующих пяти лет |
п. 1.8 ст. 284, ст. 284.4 НК РФ |
Прибыль организаций – участников особой экономической зоны в Магаданской области6 |
0%7 |
не более 13,5% |
абз. 7 п. 1 и п. 1.10 ст. 284 НК РФ |
Прибыль, полученная от реализации или иного выбытия (в т. ч. погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), приобретенных начиная с 1 января 2011 года, принадлежащих налогоплательщику более пяти лет |
0% |
0% |
абз. 1 п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ, п. 7 ст. 5 Закона от 28 декабря 2010 № 395-ФЗ |
Прибыль, полученная от реализации или иного выбытия (в т. ч. погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики9 |
0% |
0% |
абз. 2 п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2.1 НК РФ |
Прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта на территории особой экономической зоны в Калининградской области14 |
0% в течение шести налоговых периодов с момента получения первой прибыли15 |
0% в течение шести налоговых периодов с момента получения первой прибыли15 |
ст. 288.1 НК РФ |
1,5% в течение следующих шести налоговых периодов |
8,5% в течение следующих шести налоговых периодов |
||
Прибыль, полученная от туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа10 |
0% |
0% |
п. 1 и 2 ст. 284.6 НК РФ |
Прибыль, полученная от деятельности в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер (при условии раздельного учета доходов и расходов, связанных с деятельностью в особой экономической зоне и за ее пределами) |
0%8 |
не более 13,5% |
абз. 7 п. 1 и п. 1.2 ст. 284 НК РФ |
Прибыль, полученная от деятельности в технико-внедренческих особых экономических зонах (при условии раздельного учета доходов и расходов, связанных с деятельностью в особой экономической зоне и за ее пределами) |
3% |
не более 13,5% |
абз. 5 и 7 п. 1 ст. 284 НК РФ, п. 5 ст. 10 Закона от 30 ноября 2011 № 365-ФЗ |
Прибыль организаций – резидентов особых экономических зон (кроме туристско-рекреационных, объединенных в кластер, и технико-внедренческих) |
2% |
не более 13,5% |
п. 1.2-1, абз. 7 п. 1 ст. 284 НК РФ |
1 Законами субъектов РФ налоговая ставка, зачисляемая в региональный бюджет, может быть снижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 12,5 процента (минимально возможная ставка) (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).
2 Такая ставка применяется только в том случае, если соглашением об избежание двойного налогообложения с соответствующим иностранным государством не установлена более низкая ставка. Условием для применения более низкой ставки является подтверждение иностранной организацией своего постоянного местонахождения в стране, с которой у России имеется такое соглашение (п. 3 ст. 310, ст. 312 НК РФ).
3 Такая ставка применяется, если налоговый агент – источник выплаты доходов не имеет сведений об их получателе в соответствии со статьей 310.1 Налогового кодекса РФ.
4 Свободная экономическая зона – территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на которых действует особый режим предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (ст. 8 Закона от 29 ноября 2014 № 377-ФЗ).
5 Резидентом территории опережающего социально-экономического развития признается российская организация, которая получила данный статус в соответствии с Законом от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ.
Резидентом свободного порта Владивосток признается российская организация, которая получила данный статус в соответствии с Законом от 13 июля 2015 № 212-ФЗ.
6 Участником особой экономической зоны в Магаданской области признается российская организация, которая получила данный статус в соответствии с Законом от 31 мая 1999 № 104-ФЗ.
7 Ставка 0 процентов применяется, если организация ведет обособленный учет доходов (расходов) по видам деятельности, осуществляемым на территории Магаданской области и определенным соглашением с администрацией ОЭЗ. В противном случае применяется ставка 3 процента (п. 1 и 1.10 ст. 284 НК РФ).
8 Если организация не ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных с деятельностью в особой экономической зоне и за ее пределами, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается по налоговой ставке 3 процента (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Нулевая ставка действует до 31 декабря 2024 года включительно (п. 5 ст. 10 Закона от 30 ноября 2011 № 365-ФЗ).
9 Нулевая ставка применяется к прибыли от реализации акций российских организаций, приобретенных с 1 января 2011 года (кроме акций, реализованных до 1 января 2016 года), и действует до 31 декабря 2024 года включительно при соблюдении условий, перечисленных в статье 284.2.1 Налогового кодекса РФ (п. 4 и 5 ст. 4 Закона от 29 декабря 2015 № 396-ФЗ).
10 Нулевая ставка применяется до 31 декабря 2024 года включительно при соблюдении условий, перечисленных в статье 284.6 Налогового кодекса РФ.
11 Нулевая ставка действует до 31 декабря включительно (п. 6 ст. 5 Закона от 28 декабря 2010 № 395-ФЗ).
12 Нулевая ставка действует до 31 декабря включительно (п. 2 ст. 2 Закона от 29 декабря 2014 № 464-ФЗ).
13 Нулевая ставка действует до 31 декабря 2028 года включительно (п. 2 ст. 3 Закона от 30 сентября 2013 № 267-ФЗ, п. 3 ст. 4 Закона от 23 мая 2016 № 144-ФЗ).
14 Льготные ставки применяются в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в соответствии с Законом от 10 января 2006 № 16-ФЗ.
15 Если организация была включена в единый реестр резидентов ОЭЗ до 1 января, то льготные ставки применяются со дня включения в реестр и до конца 2024 года (п. 7.2 ст. 288.1 НК РФ).
Распределение поступающих средств в федеральный и региональный бюджет
По словам правительства, новая реформа способна коснуться и налога на прибыль, что будет способствовать распределению поступающих средств в федеральный и региональный бюджет.
Стоит заметить, что снижение финансовых поступлений в региональные бюджеты заставит местные власти искать пути получения дополнительного финансирования.
По словам экспертов, будущие нововведения в системе налогообложенияокажут влияние на развитие предпринимательской деятельности в стране.
Но не стоит забывать, что увеличение налогов скажется на деятельности бизнесменов, не сумевших восстановить состояние своего дела после экономического кризиса 2014 года. Чтобы вывести экономику страны из кризиса, необходимы новые реформы.
Экономические реалии посткризисной экономики
Экономический кризис обнажил структурные проблемы российской экономики. Падение цен на нефть и увеличение стоимости кредитных ресурсов лишило ВВП основных факторов роста. Несмотря на окончание кризисных явлений, отечественная экономическая модель нуждается в масштабных реформах. В том числе чиновники планируют изменить основные параметры налоговой системы, что существенно повысит инвестиционную привлекательность экономики РФ.
Помимо проблем с наполнением федерального бюджета, власти вынуждены реагировать на ухудшение финансового положения регионов. Значительная часть региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют свои расходы только за счет поступлений из государственной казны. В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации многие регионы не смогут выполнять свои обязательства, уверены эксперты, что приведет к фактическому дефолту.
Российская экономика нуждается в налоговой реформе, считают представители Минфина, что положительно отразится на ее конкурентоспособности. Чиновники намерены пересмотреть действующие льготы и сделать финансовую помощь более адресной. Кроме того, власти продолжают обсуждать варианты реформирования системы страховых взносов, что может стать компенсатором для увеличения ставок по отдельным налогам и сборам.
Будущая реформа может затронуть налог на прибыль, отмечают чиновники. В первую очередь правительство может изменить принцип распределения средств между бюджетами различного уровня. Эксперты прогнозируют дальнейшее увеличение отчислений в федеральный бюджет, что поможет снизить дефицит государственной казны.
В результате регионы будут вынуждены искать дополнительные ресурсы для финансирования собственных расходов. При этом местные власти будут вынуждены повысить свою эффективность, чтобы рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны федерального бюджета.
Эксперты считают, что будущая налоговая реформа должна стимулировать развитие предпринимательства. Увеличение налоговой нагрузки станет новым ударом для представителей бизнеса, которые еще не полностью оправились после экономического кризиса. В случае дальнейшего промедления с внедрением реформы отечественную экономику ожидает затяжной период стагнации, который увеличит отставание от наиболее развитых экономик.
Смотрите видео о законных методах оптимизации налогообложения: