Сегодня существует два диаметрально противоположных мнения на счет прогноза стоимости нефти. Некоторые эксперты в сфере нефтяного бизнеса однозначно считают, что существенное снижение инвестиций в сегменты нефтедобычи отрицательно отразятся на самом рынке черного золота. Цены на нефть могут вырасти благодаря более ограниченному предложению и возросшему спросу.
Другие специалисты считают, что мировой рынок перенасыщен и стоимость нефти будет находиться на невысоком уровне. Решить, какое из мнений ближе к истине, методом математических расчетов невозможно. В данном вопросе немаловажную роль играет интуиция (как это ни странно), а также последствия различных экономических и политических решений, принятых на международном уровне.
Предложение превышает спрос
В краткосрочной перспективе на рынке может образоваться явный переизбыток предложения нефти: три ключевых его игрока (Россия, США и Саудовская Аравия) резко увеличили объемы поставок.
В США был установлен очередной исторический рекорд: за сутки добыча составила порядка 11,6 млн. баррелей. Но американцы решили не останавливаться на таких показателях: уже к концу года будет достигнут новый предел в 11,8 млн. барр., а в следующем году США планирует ежедневно добывать не менее 12,5 млн. барр.
Старается не отставать от лидера Саудовская Аравия. Еще в начале года объем ее добычи составил 9,8 млн. барр., а к концу ноября уже 10,7 млн. барр.
России тоже удалось установить новый рекорд, правда только среди стран бывшего СССР. Согласно информации ЦДУ ТЭК, ее ежедневная добыча выросла на 0,5 млн. по сравнению с показателями на начало года.
Как отмечают эксперты, уже сегодня на мировом рынке наблюдается явное превышение объема предложения, что явно не способствует снижению стоимости нефти. И в четвертом квартале такой дисбаланс будет только усиливаться.
Сланцевый бум
Еще один фактор, которым можно объяснить цену на нефть в ноябре – это сланцевый бум в США. С 2013 года в этой стране объем добычи нефти вырос почти в 2 раза, причем 50% приходится на долю сланцевой, что указывает на перспективность этого направления в добывающей промышленности. За счет этого в США был фактически ликвидирован дефицит нефтепродуктов, а, согласно долгосрочному прогнозу, в 2040 году американская доля в добыче жидких углеводородов составит не менее 18%, а Саудовской Аравии – не менее 13%.
Чтобы остановить добычу сланцев, нефтяные компании должны снизить стоимость реализуемого «черного золота» не менее, чем на 40-50 дол., а это значит, что какое-то время им придется работать в убыток, что приведет к большим финансовым потерям или даже к банкротству некоторых игроков. И такая перспектива не радует нефтемагнатов: они не готовы рисковать своими активами, учитывая, что по самым оптимистичным прогнозам, искусственное снижение стоимости нефти позволит добиться сокращения объема сланцев только к 2024 году. Кроме того, не исключено, что даже такие радикальные меры не позволят сдержать прогресс, а это значит, что нефтедобывающим компаниям стоит смириться с постепенным снижением стоимости своей продукции, причем со временем такая тенденция будет только усиливаться.
Сложно представить, что американское правительство откажется от развития такого перспективного направления и не будет увеличивать объем добычи сланцев. Как только разработчики пробуривают новую скважину, так это сразу же провоцирует рост спроса в сопряженных областях (к примеру, грузоперевозки, металлы и т. д.). Поэтому сланцевые добытчики заинтересованы в активной деятельности (в том числе и благодаря государственным инвестициям), за счет чего стимулируется рост темпа ВВП.
Стоимость бензина
Учитывая текущую ситуацию на мировых рынках, резонным остается вопрос, почему дешевеет нефть и не дешевеет бензин в ноябре, что не могли не отметить российские потребители. И хотя в правительстве утверждают, что текущая динамика не является устойчивым трендом, в Независимом топливном союзе считают, что все можно объяснить нежеланием
правящей власти реформировать отрасль, чего так ждут ее участники.
Согласно неофициальному мнению нефтеперерабатывающих компаний, чиновники всеми силами искусственно сдерживают цены, для чего постоянно инициируют проверки АЗС. Таким прессингом они пытаются вынудить их заморозить цены на бензин, что впоследствии приведет к резкому его удорожанию.
Причина стабильно высокой стоимости топлива банальна – это постоянный дефицит, вследствие чего внутри рынка оптовые цены только за 2 последних месяца выросли на 20%. Вместе с принудительной заморозкой цен это привело к большим потерям, в то время как регуляторы топливного рынка отказались решать текущую проблему в виду ее низкой значимости.
Но субъекты МСБ не являются экспортерами и не могут перекрывать свои убытки за счет экспорта, а значит им не стоит рассчитывать на компенсацию потерь, когда это так необходимо (в ближайшее время им придется заплатить ряд сборов, в частности, уплатить имущественный налог).
На данный момент можно наблюдать патовую ситуацию: рост оптовых цен при полной заморозке розничных. Но долго так продолжаться не может и ближайший месяц будет решающим для участников топливного рынка РФ (возможно, некоторые решат прекратить свою деятельность).