На территории Российской Федерации произошли изменения, предусматривающие внедрение телемедицины в сфере охраны здоровья. Они не отменяют право и необходимость граждан на очные консультации, но позволяют повысить доступность и оперативность медпомощи и разгрузить поликлиники от очередей за счет применения телемедицинских технологий.
Содержание
Что такое телемедицина
Понятие «телемедицина» подразумевает комплекс любых услуг в сфере здравоохранения, основанных на использовании цифровых и коммуникационных технологий для дистанционных консультаций либо оказания медпомощи.
В России давно существует возможность электронной записи к врачу, а также действуют онлайн-сервисы с врачебными консультациями специалистов, но их деятельность считалась «информационной», и они не имели законодательного права выбирать тактику лечения, выписывать рецепты и т. д. Но были утверждены изменения к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан», которые вводят понятие телемедицинских технологий и их использование в стране на законных основаниях.
На заметку! По данным исследования Аналитического центра НАФИ к пользованию телемедициной готовы 61% жителей России. При этом среди самых востребованных услуг отмечаются оформление справок (44%), возможность экстренных консультаций (39%), выдача рецептов (38%) и проведение плановых консультаций (22%).
Закон о телемедицине охватывает три аспекта:
- Регулирование телекоммуникационных контактов между пациентами, врачами и учреждениями сферы здравоохранения с выполнением требований конфиденциальности личной информации и врачебной тайны.
- Формирование коммуникационной сети посредством внедрения Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Над разработкой последней в Минздраве работают уже более 5 лет, чтобы в результате она связала в единую сеть все региональные подразделения поликлиник и больниц с федеральными профильными центрами для возможности получения консультаций 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
- Переход на электронную форму медицинского документооборота, в т. ч. выдачу рецептов в электронной форме, и развитие телемедицинских сервисов для взаимодействия врачей.
Но в данный момент отсутствуют подзаконные акты, которые должны регулировать исполнение закона о телемедицине. Пока Министерством Здравоохранения разработан и выдвинут на общественное обсуждение Проект приказа «О порядке оказания медпомощи с применением телемедицинских технологий», в котором отражены правила заполнения электронной документации, идентификации и аутентификации пациентов и медработников и т. д.
Пациенты смогут дистанционно получать рецепты
Закон о телемедицине вступил в силу в первый день наступившего года. Согласно принятому документу, подписанному в июле прошлого года, отныне в стране стало возможным оказывать медицинскую помощь дистанционно.
- Во-первых, применение телемедицинских технологий позволит проводить дистанционные консультации и консилиумы между врачами, пациентом или его законным представителем, и отслеживать состояние здоровья пациента.
- Во-вторых, закон разрешает возможность выписать рецепт на лекарства. В список разрешенных также вошли содержащие психотропные и наркотические вещества. Но, согласно тексту закона, это станет возможным не ранее следующего года.
- В-третьих, после очного осмотра пациента врачом, последний может проводить дистанционное наблюдение с применением телемедицинских технологий на основании данных о пациенте. Другим словами, больному не обязательно лично являться на повторные приемы.
- И в-четвертых, с 1 января стало возможным оформлять медицинские полисы дистанционно.
Таким образом, существенно должно сократиться время ожидания, поскольку отныне граждане смогут воспользоваться следующими услугами дистанционно:
- запись на прием к врачу;
- вызов врача на дом;
- запись для прохождения диспансеризации;
- предоставление сведений об оказанной медицинской помощи;
- предоставление сведений о прикреплении к мед. организации;
- предоставление сведений о страховой организации и полисе ОМС.
Подробнее о новом законе о телемедицине
Несмотря на то, что новый закон принят и вступил в силу, применять телемедицинские технологии смогут далеко не все учреждения. Для этого необходимо получить специальное разрешение: больницы регистрируются в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной системы в сфере здравоохранения, а врачи – в Федеральном регистре медицинских работников Единой системы. Помимо этого, надо будет зарегистрировать и программное обеспечение, при помощи которого будут проводиться диагностика и лечение обратившихся граждан.
Как сообщают последние новости, телемедицинская помощь будет предоставляться бесплатно: за счет ФФОМС, а также в рамках программы госгарантий. И платно – за счет средств самих пациентов и в рамках системы дополнительного медицинского страхования за счет организаций. Ответственным за консультации и медицинское заключение является тот, кто ее дал – это может быть удаленный врач или консилиум. Все данные и материалы, полученные в результате дистанционного лечения будут храниться в течение одного года.
Готовность россиян к телемедицине (данные предоставлены НАФИ и «ТелеМед»):
Услуга | Количество опрошенных |
Получение справки | 44% |
Экстренная консультация | 39% |
Выписка рецептов | 38% |
Плановая консультация | 22% |
Ни одна услуга | 39% |
Что дает этот закон населению? Во-первых, это существенно облегчит жизнь в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, где нет узкого специалиста. Также это позволит сэкономить время и горожанам, которые могут провести повторный осмотр дистанционно. В этом случае сам пациент несет ответственность за ввод достоверных данных о состоянии здоровья.
«На рынок пришли серьезные инвесторы, все они проявляют интерес к телемедицине и созданию системы получения медицинских услуг. Все, у кого есть какая-то сумма денег, готовы потратить часть на продвижение темы телемедицины» – сказал Владимир Гурдус, являющийся членом экспертного совета при Открытом Правительстве РФ, членом Общественного совета при Минздраве РФ.
Новые возможности для врачей и пациентов
Согласно ст. 36.2 врачи могут проводить удаленные консультации для пациентов/их законных представителей, чтобы:
- рекомендовать профилактические меры;
- собирать и анализировать жалобы пациентов;
- вести наблюдения за состоянием здоровья;
- оценивать эффективность или корректировать назначенное лечение;
- определять необходимость очной консультации.
Важно! Устанавливать диагноз и назначать первичные рекомендации по лечению допускается исключительно на очной консультации.
Таким образом, пациенты после первичного очного приема могут не приходить на повторные приемы, а врачи будут с помощью удаленных консультаций контролировать эффективность лечения и корректировать назначения, что прежде всего актуально для граждан с хроническими заболеваниями.
Для возможности дистанционной работы необходимо будет пройти специальную регистрацию:
- медучреждениям – в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ;
- врачам – в Федеральном регистре медицинских работников ЕГИСЗ.
Принятые изменения по использованию телемедицинских технологий открывают для пациентов и врачей еще ряд возможностей:
- Врачи могут получать, а пациенты/их законные представители давать информированное добровольное согласие/отказ на проведение оперативного вмешательства (ст. 20 ч.7).
- Пациенты либо их законные представители могут отправлять в медучреждения запросы для получения в электронном виде медицинских документов или их копий (справок, результатов обследований, выписок из истории болезни и др.) (ст. 22 ч.5).
- Врачи получают возможность выдавать, а пациенты – получать рецепты на лекарственные препараты в электронной форме (ст. 78).
Важно! Новый порядок оформления электронных рецептов касается также препаратов с сильнодействующим психотропным действием.
- Врачи могут удаленно организовать консилиумы с коллегами, используя для этого результаты исследований и другие документы, полученные по электронной почте (ст. 2 п. 22).
Несмотря на то, что закон о телемедицине вступил в законную силу с 1 января 2025 года, еще рано говорить о полноценном функционировании всех нововведений. Для столь серьезного реформирования отрасли здравоохранения необходимо время, прежде всего на налаживание связей между больницами, отдельными специалистами и пациентами. В связи с этим Министерству Здравоохранения еще предстоит проделать немалый объем работы, чтобы отрегулировать работу телемедицинских систем и сделать их услуги доступными и круглосуточными для каждого жителя России.