Динамика цен на нефть и темпы инфляции определят, на сколько подорожает бензин. Представители ФАС уверены в умеренном росте цен, что связано с улучшением экономической ситуации. Эксперты допускают существенное увеличение средней стоимости топлива, которая превысит отметку 50 руб./л. Основными факторами роста являются дополнительные акцизы и повышение котировок на нефтяном рынке.
Содержание
В ожидании умеренного роста
В 2019 году наблюдался умеренный рост цен на топливо. Согласно оценкам представителей Альпари, в среднем данный показатель увеличился на 6-8%. Следующий год принесет очередное подорожание бензина, масштабы которого будут зависеть от экономических факторов. При этом рост цен будет иметь плавный характер, что зафиксировано в базовом сценарии.
Резкие колебания оптовых котировок на рынке бензина в ноябре были связаны с действиями спекулянтов, подчеркивают представители ФАС. Фундаментально обоснованные причины для подорожания горючего отсутствуют. Стабильность стоимости будет сохраняться в следующем году, коррекция цен закрепится в диапазоне 3-4%.
В дальнейшем ФАС будет жестко пресекать необоснованные действия участников рынка. Контролирующий орган будет соответствующим образом реагировать на завышение цен, что отразится на темпах подорожания бензина. Компании будут ориентироваться на уровень инфляции, что позволит избежать штрафов со стороны ФАС.
Представитель Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что розничная стоимость топлива будет увеличиваться согласно ожидаемым темпам инфляции. Рентабельность переработки сохраняется на низком уровне, что вынудит компании индексировать цены на 4%. Кроме того, низкая доходность наблюдается в розничной сети. За прошлые периоды АЗС уже исчерпали запас финансовой прочности. Даже вертикально-интегрированные компании, которые могут перераспределять прибыль между добычей, переработкой и сбытом, испытывают серьезные трудности с показателями рентабельности.
Кроме того, повышение акцизов в ближайшие годы практически не отразится на динамике цен, подчеркивают в ФАС. Более существенным фактором является налоговый маневр, в результате которого нефтяные компании будут платить налог на дополнительный доход. Однако сроки реализации данной реформы еще не определены, в следующем году данный фактор не отразится на ценовой динамике.
Эксперты не согласны с позицией ФАС, особенно в части влияния акцизов. Представители ведомства значительно недооценивают негативное воздействие данного параметра. Аналитик Екатерина Грушевенко определяет существенные факторы подорожания горючего, которые скажутся на розничном рынке в следующем году:
- индексация акцизов;
- увеличение сборов с автозаправочных станций.
Двухэтапное повышение акцизов на 1 рубль на каждом литре приведет к соответствующему изменению розничной стоимости горючего. Кроме того, эксперты не исключают более значительного подорожания топлива в результате комплекса негативных факторов. Пессимистичный прогноз предполагает рост средних показателей выше рубежа 50 руб./л, что станет существенным испытанием для кошелька рядовых автовладельцев.
Новый максимум
Представители ФАС слишком оптимистично оценивают ценовые тренды рынка горючего. Принятые изменения в налоговом законодательстве, дополненные дальнейшим ростом нефтяных котировок, приведут к резкому колебанию стоимости топлива.
Одним из основных инициаторов увеличения акцизов является Минфин, который вынужден реагировать на будущий рост социальных расходов. Корректировка акцизных платежей принесет государственной казне дополнительные 40 млрд, которые необходимы властям для сокращения дефицита. Несмотря на заявленный мораторий на повышение налоговой нагрузки, чиновники вынуждены учитывать существующие экономические реалии.
Акцизы и другие сборы формируют более половины себестоимости основных марок бензина, подчеркивают аналитики. В результате компании будут вынуждены менять свою ценовую политику, учитывая дополнительные отчисления в бюджет.
Подорожание нефти также окажет умеренное воздействие на тенденции топливного рынка. Продление соглашения по ограничению нефтедобычи стабилизирует котировки в пределах 60-65 долл./барр. При более благоприятном сценарии стоимость барреля достигнет 70 долларов, что отразится на котировках горючего. В результате отпускные цены на АЗС обновят исторический максимум, преодолев рубеж 50 руб./л.
В таких условиях повышение розничных котировок горючего достигнет 8-10%, прогнозируют эксперты, что вдвое опережает ожидаемый уровень инфляции. Аналитик Тимур Нигматуллин считает, что дополнительным фактором повышения стоимости топлива является динамика валютных котировок. Несмотря на увеличение стоимости нефти, позиции рубля остаются стабильными, что создает дополнительную нагрузку на нефтяные компании.
В рамках пессимистичного сценария стоимость литра бензина в следующем году достигнет:
- АИ-95 – 53 р.
- АИ-92 – 52 р.
- ДТ – 53 р.
Путин повышает цены на бензин: видео
Несмотря на отсутствие устойчивого повышения нефтяных котировок, цены на бензин продолжают рост, и эта тенденция останется неизменной. Эксперты подчеркивают, что существенной составляющей стоимости топлива остаются акцизы, которые ежегодно повышаются. Чиновники стараются увеличить бюджетные поступления отрасли, используя все возможные источники. Но, кривая цены на топливо неуклонно ползет вверх.
Цены на бензин: перспективы
Повышение акцизов привело к очередному увеличению цен на бензин. Средняя стоимость литра бензина превысила отметку 37 руб. (марка АИ-95 приблизилась к рубежу 40 рублей за литр). Для дизельного топлива соответствующие показатели превысили уровень 38 рублей за литр. Уже в апреле текущего года цены на бензин в России достигли показателей американского рынка. Причина подобной тенденции остается неизменной, подчеркивают эксперты – повышение акцизов.
Чтобы сгладить колебания цен на рынке представители Минэнерго выступили с инициативой отсрочить выплату акцизов на два месяца. Данная мера позволит нефтеперерабатывающим заводам сдерживать рост цен, считают чиновники. Однако подобные меры окажут краткосрочное воздействие на рынок топлива и только сместят сроки будущего подорожания.
Эксперты отмечают региональные особенности, которые влияют на стоимость топлива. Бензин традиционно дороже на Дальнем Востоке (в среднем литр стоит около 40 рублей). При этом стоимость литра бензина на заправках Грозного немного превышает отметку 35 руб. Данная тенденция связана с логистическими особенностями участников рынка.
Представители Федеральной антимонопольной службы уверены в стабильности цен на бензин в среднесрочной перспективе. Несмотря на повышение акцизов на топливо, итоговый рост цен не будет превышать среднего показателя инфляции. В таких условиях стоимость топлива будет ежегодно увеличиваться на 4-5%. С начала экономического кризиса цены на бензин прибавили 15-20%, что превратилось в устойчивую тенденцию.
Эксперты не уверены в столь оптимистичных прогнозах для топливного рынка. Несмотря на стабильность нефтяных котировок, цены на топливо будут расти заметно быстрее ожидаемой инфляции.
Ускорение роста: эксперты против чиновников
Эксперты компании Vygon Consulting сомневаются в реалистичности прогнозов ФАС. В 2019 году рост цен на бензин достигнет 8-9%, что существенно опережает прогноз инфляции. Данная тенденция останется актуальной, несмотря на значительный профицит бензина на рынке.
Чиновники считают подобные прогнозы абсолютно необоснованными. Представители ФАС подчеркивают сезонную особенность динамики цен на топливо. Во втором квартале рост цен традиционно ускоряется, однако в осенне-зимнем периоде происходит существенная корректировка данной тенденции.
Ранее глава государства Владимир Путин отметил готовность властей жестко контролировать ценообразование на топливном рынке. В результате продавцы не смогут чрезмерно повышать цены, без учета текущих экономических реалий. Участников рынка, которые намерены необоснованно увеличивать стоимость топлива, ожидают значительные санкции.
Акцизы на бензин также продемонстрируют рост, что негативно отразится на ценовой динамике. Учитывая значительный дефицит бюджета, власти стараются нарастить доходную часть за счет акцизных платежей.
Бюджетные реалии
Падение цен на нефть и снижение темпов экономического роста нанесли существенный удар по отечественному бюджету. Правительство было вынуждено оптимизировать расходную часть и использовать существующие финансовые резервы. Кроме того, чиновники намерены увеличить доходную часть, в том числе за счет увеличения акцизов.
Акциз на бензин класса Евро-5 в следующем году достигнет 10,535 тыс. руб./т, что приведет к очередному повышению цен на топливо. Эксперты ожидают, что стоимость литра прибавит до 2,5 руб. Подобные тенденции будут наблюдаться и на рынке дизельного топлива. В результате чиновникам не удастся удержать цены в пределах инфляции.
Представители ФАС болезненно реагируют на подобные прогнозы. Участники рынка, которые открыто высказывались о будущем повышении цен, получили предупреждения со стороны контролирующего органа. В том числе подобные предупреждения получил Владимир Некрасов из «Лукойла» и представители некоторых независимых агентств. В ФАС считают, что подобные высказывания негативно отражаются на конкуренции и могут свидетельствовать о сговоре между участниками рынка.
Цены на бензин в следующем году не будут превышать отметку 38,5 руб./л, заверяют чиновники. Динамика роста стоимости топлива не будет превышать соответствующие показатели инфляции, которая заметно сократилась после окончания кризиса. Кроме того, представители ФАС намерены жестко контролировать ценовую политику участников рынка, что позволит минимизировать недобросовестную конкуренцию.
Эксперты считают, что реальный рост цен вдвое превысит прогнозы чиновников. В том числе росту цен будет способствовать повышение акцизов, запланированное на следующий год. В результате стоимость литра вплотную приблизится к рубежу 40 рублей.