В России уже давно разработан законопроект, запрещающий осуществление коммерческой деятельности гражданами с иностранными правами. Его вступление в силу откладывалось трижды. И вот в сети появились сообщения о том, что иностранные права продлили. Но так ли это на самом деле и чего ожидать водителям и перевозчикам, разберемся далее.
Содержание
Будет ли продление иностранных прав?
Правительство Российской Федерации давно планирует запретить иностранные права. Запрет относится только к тем водителям, которые управляют транспортными средствами с коммерческой целью (получения прибыли) на территории страны, то есть осуществляют грузовые или пассажирские перевозки. Впервые это решение было принято в 2013 году, тогда и был разработан федеральный закон №92-ФЗ, согласно которому иностранные водители с удостоверением, полученным на родине, не смогут перевозить пассажиров и грузы. Закон вступил в силу 1 июня, а встречающиеся в сети сообщения о том, что иностранные права продлили, ошибочные, хотя этот вопрос поднимался парламентариями.
Под действие закона попали:
- Водители, работающие на маршрутках.
- Водители автобусов и другого общественного транспорта.
- Таксисты.
- Водители микроавтобусов и грузового транспорта, осуществляющего перевозку грузов.
Закон распространяется на всех иностранных водителей вне зависимости от их родины. Одинаково пострадают шоферы из Молдовы, Украины, Таджикистана, Узбекистана и других государств. Для продолжения деятельности необходимо получить водительские права российского образца, а для этого требуется сдать экзамены.
По-прежнему передвигаться по российским дорогам иностранцы могут с правами, полученными в родной стране, в личных целях или при транзитном пересечении государства.
Замена водительских прав перенесена до?
Решение запрета на иностранные водительские удостоверения было принято из-за большого количества ДТП на дорогах, виновниками в которых выступают мигранты. Часто приезжие из других стран граждане не знают правил дорожного движения в России или не соблюдают их с целью заработать больше денег. В результате страдают обычные люди. Как показывает статистика, количество ДТП по вине мигрантов еще больше увеличилось.
Вступление закона в силу переносилось трижды по разным причинам. В этом году вопрос о переносе замены иностранных прав до также поднимался и даже был принят на первом чтении в мае, но после он не выносился на чтения, а поэтому не набрал законной силы. Многие граждане по-прежнему ошибочно полагают, что поменять иностранцам ВУ можно до 30 мая.
Инициировали перенос закона перевозчики. Они заявляли о том, что сейчас нет соответствующей техническо-материальной базы для соблюдения закона. Но как показывает практика, никто из иностранных граждан не спешит получать российские водительские удостоверения, хотя и принятие закона уже откладывалось. За последний год желающих отыскалось всего 3%. Доля мигрантов водителей на дорогах превышает больше 50% от всех шоферов.
Статистика ДТП с участием водителей, граждан иностранных государств
Месяц | ДТП (погибло/ранено) |
Январь | 350 (35/537) |
Февраль | 350 (41/473) |
Март | 350 (25/508) |
Апрель | 358 (43/485) |
Май | 354 (50/479) |
Отсутствие оборудованных площадок и подвижного состава для сдачи экзаменов (теоретического и двух практических – автодром и езда по городу) иностранцами можно решить альтернативными способами, уверены представители автошкол. При этом они отмечают, что очередное продление срока обмена прав может стать фатальным для остальных участников дорожного движения.
«В настоящее время количество ДТП с участием начинающих водителей составляет примерно 10–12%, водителей опасного пенсионного возраста – 7–8%, а вот с участием иностранных водителей – более 30%», – говорит глава «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. Также он отмечает, что школы готовы проводить бесплатные консультации и переподготовку водителей-иностранцев. При этом, согласно его данным, с момента принятия поправок в 2013 году, только 3% иностранных водителей в России сдали экзамены и получили удостоверения российского образца.
Последние новости: нужно продлевать срок или нет?
Первоначальные поправки в ФЗ дали время иностранным водителям для обмена своих прав на удостоверения российского образца – четыре года, с 2013 по 2017. Продление срока еще на один год, могло бы дать иностранцам возможность легально работать на территории России. Но Госдума не успела принять внесенный законопроект и, несмотря на одобрение в первом чтении, продление срока не состоялось. Как передают последние новости многие водители не вышли на работу 1 июня из-за отсутствия российских прав и ответ на вопрос: «нужно ли продлевать срок обмена или нет?», сможет дать только время.
Вместе с тем в силу вступили новые правила дорожного движения. Теперь если гражданин потерял водительское удостоверение, он сможет восстановить его в МФЦ. Выдача международных прав также теперь производится в этой структуре. При этом предъявление медицинской справки стало необязательным.
Наказание за нарушение закона
Поскольку переноса обмена иностранных водительских прав до не произошло, водителям-мигрантам следует позаботиться о получении удостоверений российского образца, иначе наказания не избежать. Кстати, штрафные санкции будут накладывать не только на шоферов, но и перевозчиков. За нарушение закона им придется заплатить 50 тысяч рублей, а вот водителям грозит штраф от 5 до 15 тысяч, как и за передвижение без прав.
В ГИБДД заявили, что специальные рейды по выявление мигрантов-нарушителей проводить не будут. Хотя многие жители Москвы и других городов стали отмечать, что с вступлением закона в силу, патрульные все чаще останавливают водителей маршруток и таксистов. Доказать, что они осуществляют перевозки в коммерческих целях проще всего, а вот категории водителей, которые перевозят грузы на небольшом грузовом транспорте (микроавтобусах) менее уязвимы. Чтобы оштрафовать, необходимо доказать, что транспортировка осуществляется в коммерческих целях, порой это непросто.