Российские банки начали собирать биометрические данные россиян. Со слов чиновников, делается это для блага и удобства самих же людей. Но многих уже терзают сомнения: насколько безопасно делиться с банком личной информацией, да еще какой — чертами лица и записью голоса. Проект только запускается и заработает в полную силу к концу следующего года. Пока же вопросов у россиян больше, чем ответов. Чего ждать от нововведения, упростит ли оно жизнь и какие подводные камни в себе таит?
Новая биометрическая система
Идея создания и обмена биометрическими данными клиентов появилась в 2016 году и вот к 2019 году разработчик «Ростелеком» завершил разработку Единой биометрической системы (ЕБС). Правовая база для ее создания появилась, когда 31.12.207 Президент Владимир Путин подписал закон № 482-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля. Он приравнивает удаленную биометрическую идентификацию и личное посещение банка и дает право таким образом открывать счета, предоставлять кредиты, проводить денежные переводы и пр.
ЕБС будет проводить идентификацию на основе сразу двух параметров – фотоизображения лица и голоса. Их комплексное сопоставление позволит добиться максимальной точности в распознавании человека, а при несоответствии исходным биометрическим данным из системы – выдать отказ в идентификации. На последующих этапах планируется введение новых критериев идентификации: отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки глаза и пр.
Таким образом, эта база данных будет дополнять уже более привычную для россиян Единую систему идентификации и аутентификации с портала «Госуслуги», в которой зарегистрировано почти 70 млн. граждан. Но информация с фотографиями и голосовыми записями россиян будет храниться в отдельном защищенном облаке.
Центробанк сформировал перечень из 438 банковских учреждений, которые уполномочены на сбор биометрии и последующее предоставление услуг с ее использованием. По словам первого зампредседателя Центробанка Ольги Скоробогатовой, в 140 российских городах будет около 400 точек сбора данных. Планируется, что к концу 2019 г. условия для сбора биометрии должны появиться у 20% отделений, а к концу 2019 г. – все 100% отделений должны использовать соответствующие технологии.
Использование системы
Собирать биометрию российские банки могут с 1 июля, но данные в систему могут быть внесены только с согласия гражданина. Чтобы стать ее участником, необходимо пройти процедуру биометрической идентификации в любом банке, который имеет право на ее проведение. Их перечень можно посмотреть на официальном сайте bio.rt.ru.
На заметку! Перед посещением банка необходимо иметь (предварительно создать) учетную запись в ЕСИА.
Пройти идентификацию нужно только 1 раз, после чего можно будет пользоваться дистанционно услугами любого банка. Для этого можно будет использовать непосредственно сайт конкретного банка или мобильное приложение. В последнем случае также понадобится приложение для биометрической идентификации. Далее через один из этих сервисов необходимо будет сделать изображение с помощью камеры гаджета и сказать контрольную фразу. При совпадении полученного изображения и голоса с данными из системы, человеку откроется доступ к финансовым операциям. Варианты услуг, доступных для дистанционного выполнения, будут зависеть от конкретного банка.
Доступ к использованию услуг для россиян будет бесплатным. Но на них придется тратится самим банкам. Так, запрос в ЕБС будет обходиться финансовым учреждениям в 200 рублей. Из них половина суммы будет идти банку, который загрузил информацию при первичном снятии биометрии у клиента, другая половина – оператору «Ростелеком».
Банки под ударом
Сама по себе процедура удаленной идентификации встанет банкам в копеечку. Как объяснял на презентации проекта представитель «Ростелекома» (выступает разработчиком и оператором ЕБС), доступ к данным каждого клиента обойдется кредитной организации в 200 рублей. Половина этой суммы пойдет банку, первоначально снявшему с гражданина образец биометрии, вторая половина — самому «Ростелекому», порталу госуслуг и другим посредникам, обеспечивающим работу системы. Из-за больших оборотов эти 200 рублей грозят обернуться солидными расходами, которые в конечном счете лягут на клиентов (правда, сами банки говорят, что это меньше, чем траты на привлечение клиентов через обычные каналы). Не говоря уже о том, что базу данных придется обновлять каждые три года.
Еще один нюанс — собирать данные россиян при первичной идентификации смогут не все банки, а только уполномоченные. Таких на сегодняшний день 438, притом что вся банковская система насчитывает 530 участников. Разрешение не удалось получить мелким региональным игрокам, которым теперь будет сложнее бороться за клиентов. Остальным периферийным банкам будет не легче. На них лягут траты по регистрации местных жителей, которые затем будут уходить к крупным игрокам (позволяя им дополнительно экономить).
В случае успеха инициатива ЦБ может заметно облегчить жизнь многим россиянам, особенно неискушенным в финансах. Как нельзя кстати придется и финансовый маркетплейс, который ЦБ собирается запустить в следующем году. Благодаря ему потенциальному вкладчику или кредитору не нужно будет даже заходить на сайты разных банков — все предложения будут собраны в одном месте. То есть общаться с большинством банков страны сразу можно будет через один-единственный портал. Однако властям придется проявить терпение, а также потратить силы и время на то, чтобы убедить граждан и участников финансовой системы в удобстве и безопасности своей очередной инициативы.
Преимущества для россиян
Главное преимущество, которое дает новая система россиянам – экономия времени, поскольку воспользоваться банковскими услугами можно будет, не выходя из дома/с работы. Особенно биометрическая идентификация будет актуальна для граждан с ограниченными возможностями и жителей удаленных районов и территорий, где нет отделений желаемых банков. Им больше не придется тратить время на поездки в отделение и простаивать в очереди.
Конечно, снятие отпечатков пальцев и других биометрических данных кто-то может посчитать нарушением личного пространства, но именно такую цену приходится платить за новые технологии и удобства, которые они предоставляют.
Больше о внедрении новой системы: видео